Томас Чаморро-Премузиц — профессор Университетского колледжа Лондона, вице-президент по исследованиям компании Hogan Assessment Systems, специалист по профилированию сотрудников и психометрии.
Вы когда-нибудь задумывались, почему эгоистичные, высокомерные люди, которые считают, что все им обязаны, так очаровательны? Эти нарциссические личности паразитируют на обществе. Оказавшись у руля компаний, они мошенничают, деморализуют сотрудников и обесценивают акции. Когда они становятся главами стран, там растет бедность, смертность и уровень насилия.
Но есть куча примеров, иллюстрирующих притягательность нарциссических антигероев, как вымышленных (Уолтер Уайт из Breaking Bad, Бэтмен и Джеймс Бонд), так и реальных (Сильвио Берлускони, Стив Джобс, Канье Уэст и множество профессиональных спортсменов). Они притягивают нас, несмотря на свой эгоцентризм — а может быть, и благодаря ему.
Почему?
После десятилетий исследований психологи начали разбираться в соблазнительной силе нарциссов, научились объяснять конкретные механизмы их очарования и способности вырваться вперед во всех сферах жизни. Вот основные выводы:
1. Нарциссы мастерски управляют впечатлением людей о себе. Благодаря сильной зацикленности на себе и склонности к самовосхвалению нарциссические личности умеют программировать первоначальные впечатления о себе. Они очень заботятся о своей внешности и одежде, что подает сигналы об их статусе, делает их привлекательными. Как пишут исследователи Кайзер и Крейг, «чрезвычайная концентрация на себе связывает нарциссический характер с харизмой». Более того, стремление нарциссов произвести отличное первое впечатление позволяет им подать свое высокомерие как уверенность; это им часто удается благодаря юмору, умению развлекать людей или своей эксцентричности. Не удивительно, что на собеседованиях нарциссы выглядят успешно, они умеют налаживать контакты. Их даже можно выделить по их активности в соцсетях (больше последователей в Твиттере, больше друзей в Фейсбуке, выше показатель Klout).
2. Нарциссы с помощью манипуляций выбивают поощрения и избавляются от вины. С помощью бесстыдной саморекламы и благодаря отсутствию чувства вины нарциссы запросто готовы приписать себе чужие заслуги и возложить вину за собственные ошибки на коллег и подчиненных. Как отмечает Бен Даттнер, менеджеры-нарциссы «руководят исключительно ради получения личных заслуг и славы. Когда что-то идет не так или они совершают ошибки, они отрицают это, искажают информацию и переписывают историю, чтобы избежать ответственности». У них это получается очень эффективно благодаря их искреннему и полному убеждению, что они особенные. По словам Даттнера, «они уверены, что заслуживают одобрения лишь за то, что они такие, какие есть, и не важно, чего они на самом деле достигли и какой вклад внесли в дело». Эта мания величия позволяет нарциссам быть более эффективными манипуляторами, чем другие люди, которые, может быть, и понимают политическую обстановку, но неспособны искажать реальность или мораль в свою пользу. Всегда проще обмануть других, когда вы уже обманули самого себя; и как можно почувствовать вину, когда вы уверены в своей невинности?
3. Нарциссы соответствуют стереотипам лидерства. Благодаря способности накапливать власть и влияние такие типажи занимают главное место в представлениях обычных людей о лидерстве. Однако идея, что эффективный лидер должен быть самонадеянным, харизматичным и эгоистичным, резко контрастирует с действительностью. Да, эти характеристики помогают людям стать лидерами, но они же становятся причиной их нечестного и некомпетентного поведения, когда они добираются до вершины. В спорте, бизнесе, образовании, политике лидерство требует умения строить высокоэффективные команды, и тут главные ингредиенты успеха — это компетенция, а не уверенность, альтруизм, а не эгоизм, и честность, а не харизма. Иными словами, реальная суть правильного лидерства — это полная противоположность голливудской версии лидерства. Пока мы это не поймем, мы снова и снова будем приглашать нарциссов на топовые позиции, игнорируя более компетентных и здоровых кандидатов. В восточных и коллективистских культурах нарциссизм менее распространен, так как общество его осуждает; стоит вдохновиться этой моделью и на Западе.
Конечно, у нарциссизма несколько степеней, и более корректно называть людей более или менее нарциссическими. У некоторых уровень нарциссизма вполне доброкачественный, другие же близки к реальной психопатии.
Интересно, что некоторый элемент нарциссизма может и не вредить лидерству. В недавнем исследовании выяснилось, что руководители с умеренными показателями нарциссизма работали более успешно, чем менеджеры и с более низким, и более высоким его уровнем. Это напоминает нам о некоторых положительных характеристиках нарциссического лидерства — эффективные навыки коммуникации, стратегическое видение, амбиции. Неудивительно, что мы находим нарциссические личности привлекательными, несмотря на всю их деструктивность. Однако если подобные компетенции разовьют в себе люди не нарциссического склада — а они это могут, — то риски провала уменьшатся.
Стоит вспомнить одну из уникальных черт нарциссических личностей — их неспособность вечно пользоваться своими искусительными силами. Очарование нарциссов, как и кокаин, дает интенсивный, но недолговечный кайф; и в отличие от кокаина, оно совсем не вызывает привыкания (разве только у самих нарциссов). Как показало одно важное исследование, харизма нарциссов может выветриться буквально за 2,5 часа. Их первоначальная яркость, очарование и уверенность вскоре превращаются в самообман и самовосхваление, агрессивное высокомерие и моральную необязательность. Именно этот недолгий срок годности нарциссического влияния побуждает их постоянно искать новых фанатов — то есть новые жертвы.
Поэтому, когда вам встречаются нарциссические личности, стоит придерживаться одного простого правила. Откладывайте решения — о найме, о повышении, о работе с ними как с клиентами — пока вы не поймете, кто эти люди на самом деле. Не все харизматики — нарциссы, но многие нарциссы — харизматики. И чем более они харизматичны, тем больше нужно времени, чтобы их распознать.