По правде говоря, многое из того, что происходит с нами в жизни, случайно — мы пешки во власти Госпожи Фортуны. Чтобы взять на себя ответственность за свой опыт и почувствовать контроль над своим будущим, мы рассказываем истории о себе, которые вплетают смысл и постоянство в нашу личную идентичность. Психолог Эрик Эриксон в 1950-х годах сформулировал это так:
«Быть взрослым означает, помимо прочего, видеть свою жизнь в контексте непрерывности, как ретроспективно, так и в перспективе… избирательно перестраивать свое прошлое таким образом, что, шаг за шагом, оно кажется спланированным».
Наряду с выбранными жизненными ценностями и целями, а также вашими личностными качествами — насколько вы общительны, насколько беспокойны и т.д., — жизненная история в собственном изложении составляет заключительную часть того, что в 2015 году психолог личности Дэн Макадамс из Северо-Западного университета назвал «персонологической триадой».
Конечно, некоторые из нас рассказывают эти истории более четко, чем другие: повествовательная идентичность одного человека может быть едва сформированной историей на грани осознания, тогда как другой человек может в буквальном смысле записывать свое прошлое и будущее в дневнике или мемуарах.
По некоторым свидетельствам, побуждение к тому, чтобы задуматься и рассказать свои жизненные истории — процесс, называемый «терапия осмысления жизни», — может быть психологически полезным. Однако большая часть этой работы была посвящена пожилым людям и людям с ранее существовавшими проблемами, такими как депрессия или хронические физические заболевания. При помощи экспериментов предстоит установить, полезно ли побуждение к осмыслению жизни для здоровых людей.
Важный в этом отношении фактор — это тон, сложность и настроение историй, которые рассказывают люди. Например, было доказано, что люди, которые рассказывают больше позитивных историй, в том числе ссылаясь на личный опыт, имеют более высокую самооценку и большую ясность «представления о себе» (уверенность и четкость того, как вы себя видите). Возможно, запись или рассказ о своем прошлом принесет немедленную пользу только тем людям, чьи истории более позитивны.
В недавней статье в Journal of Personality Кристина Штейнер из Университета Денисона в Огайо и ее коллеги изучили эти вопросы и сообщили, что запись историй о своей жизни действительно ведет к скромному, временному повышению самооценки и что на самом деле это не зависит от того, насколько позитивны эти истории. Тем не менее, не найдено никакого влияния на четкость представлений о себе, и многие вопросы по этой теме остаются открытыми для дальнейшего изучения.
Команда Штейнер протестировала три группы здоровых американцев в трех исследованиях. Первые две группы — более 300 человек — состояли из молодых студентов, большинство из которых были женщины. Последняя группа — 101 человек (мужчины и женщины) — была старше, в среднем 62 года.
Формат был практически одинаковым для всех исследований. Участникам было предложено заполнить различные анкеты, среди прочего измеряющих их настроение, самооценку и ясность представлений о себе. Затем половина из них получила возможность написать о четырех событиях своей жизни, потратив по 10 минут на каждое. Им было дано указание быть как можно более конкретными и подробными, а также поразмыслить над тем, как каждое событие связано с их жизнью в целом, а также о любых причинах и последствиях этих событий для них и их жизни. Другая половина участников, которая выступала в качестве контрольной группы, в это же время писала о четырех известных американцах по собственному выбору (чтобы сделать эту задачу более сопоставимой в интеллектуальном отношении, им также было поручено подумать о связях между людьми, которых они выбрали, о том, как они стали знаменитыми и т.п.). После написания заданий все участники вновь заполнили те же психологические опросники, что и в начале.
Участники, которые писали о событиях своей жизни, показали небольшое, но статистически значимое повышение самооценки, тогда как у участников контрольной группы этого не наблюдалось. Это повышение самооценки не было связано с какими-либо изменениями настроения и, к удивлению исследователей, никак не зависело от того, оценивали ли участники описываемые события как положительные или отрицательные и затрагивали ли они вопросы уверенности в себе (ощущение контроля) и общности (относящиеся к значимым отношениям). К сожалению, описание события из жизни никак не повлияло ни на ясность представлений о себе, ни на смысл и идентичность.
Как долго длится это воздействие на самооценку, и накапливается ли эффект при повторении упражнения? Ответ дает второе исследование, которое включало в себя два задания по описанию событий из жизни (и два задания по написанию текстов о знаменитых американцах для контрольной группы), причем второе задание появлялось через 48 часов после первого. Исследователи хотели выяснить, будет ли повышение самооценки, возникающее вследствие первого задания, по-прежнему проявляться в начале второго задания через два дня — но влияния не было. Они также хотели посмотреть, накапливается ли эффект от выполнения двух заданий — и этого тоже не произошло (второе задание принесло пользу для самооценки, но само по себе).
Остается неясным, почему описание события из жизни так повлияло на самооценку. Возможно, это заставило участников в позитивном ключе задуматься над тем, как они изменились. Также могло быть полезным выразить свои эмоциональные реакции на те периоды своей жизни и осмыслить их — это, безусловно, согласуется с хорошо задокументированной пользой экспрессивного письма и «выражения эмоций словами».
Исследователи говорят: «Наши результаты показывают, что опыт систематического анализа своей жизни и определения, описания и концептуального связывания жизненных событий может привести к повышению самооценки даже в отсутствие смысла и повышенной точности представлений о себе». Если вам не хватает уверенности и ощущения, что укрепление эго может принести вам пользу, возможно, стоит попробовать выполнить задание по написанию жизненной истории. Да, польза для самооценки в этом упражнении была небольшой, но, как отметила команда Штейнер, «затраты тоже не велики».