Много лет назад я написал электронное письмо основателю и генеральному директору Salesforce Марку Бениоффу. Мне было 15 лет, и я основал компанию по разработке программного обеспечения для CRM, как и он. Я спросил, не мог бы он встретиться со мной и поделиться опытом? Я был не единственным, кого тогда вдохновила кампания Марка The End of Software («конец софту»). Но я, вероятно, был среди тех немногих, кого особенно впечатлило, что Марк создал несколько компаний в совсем юном возрасте.
К моему удивлению, он ответил, мы встретились за завтраком, и это положило начало нашим регулярным утренним встречам, которые продолжались несколько лет. В итоге он написал предисловие к моей первой книге.
На одном из первых завтраков Марк сказал мне одну вещь, которую я никогда не забуду. Я точно помню этот момент. На мне был костюм и галстук — что, если подумать, выглядело по-дурацки. («Я надеюсь, ты не носишь костюм с галстуком каждый день в школу», — сказал он со смехом.) Он заказал блины. Он рассказывал мне о плавании с дельфинами на Гавайях, о том, чему научился у Ларри Эллисона, и духовных волнах.
Затем он сказал мне: «Бен, люди в Кремниевой долине фантастически умны. Очень, очень умны. Ты не сможешь обойти умных людей. Тебе нужно придумать, как победить каким-то другим способом».
В то время я не страдал от скромности, оценивая свои интеллектуальные способности. Но после его слов я сразу понял, что это правда. Я могу быть в целом умным, но общие знания — это как ванильное мороженое. Ванильное мороженое — прекрасный десерт, но оно не завоюет кулинарных наград. А IQ это IQ. Никакое обучение не позволит мне конкурировать лицом к лицу в конкурсе IQ с людьми, у которых самый высокий IQ в технологической индустрии. Если вы регулярно думаете, что в вашем окружении вы — человек с самым высоким IQ, вы вращаетесь не в тех кругах. Технологическая индустрия, может быть, не так интеллектуально сильна, как академические дисциплины, к примеру химия, но там есть сообщества, где вращаются люди с выдающимся IQ, и именно в них вам нужно входить — даже если там вы себя чувствуете в разы слабее.
Когда я размышлял над комментарием Марка в последующие месяцы, первое, что пришло мне в голову: я смогу добиться успеха, если буду работать больше всех. Возможно, я не умнее всех, но, конечно, смогу упорнее трудиться, верно? Потом я понял, что люди, которые могут работать усерднее меня, уже существуют. Будь прокляты те, кому хватает всего 4 часа сна ночью!
Совет Марка не очевиден для многих людей. В эти дни я все еще встречаю много суперумных и очень трудолюбивых людей в бизнесе, которые абсолютно не понимают, почему не добились большего карьерного успеха. Они действительно считают, что их грубого интеллекта и/или упорства в труде должно быть достаточно, чтобы добиться успеха.
Как бы то ни было, спустя годы после этого завтрака, когда мне было 20 с небольшим, я вывел две более глубокие идеи, через которые, я, в конечном счете, воплощаю в жизнь советы Марка.
Во-первых, я могу помогать другим умным людям применять их интеллект. Не нужно быть умнее, чтобы помочь человеку быть тем, кем он может быть. Большинство бизнес-проектов подразумевает команды — множество умных людей, взаимодействующих друг с другом. Если вы научитесь работать с разными умными людьми, объединять их, чтобы суммировать все их IQ, то сможете стать действительно влиятельным игроком. Это именно то, что с успехом делают лучшие СЕО. Они — не самые умные люди в своих компаниях. Но благодаря им другие умные люди хорошо работают вместе. Возможно, это самая важная часть командной работы.
Много лет назад мой друг Орен Хоффман проводил мероприятие в Новом Орлеане, и один из участников отказался выступать. Он спросил, не хочу ли я принять участие. Я сказал, что да. Когда я просмотрел список других участников, было очевидно, что я — человек из списка запасных, тогда как все остальные — основные приглашенные. Я был взволнован, но немного нервничал. Затем, за несколько дней до мероприятия, Орен попросил меня провести 90-минутную сессию с 15 опытными участниками. Сначала я подумал, что он отправил письмо не тому человеку, ведь мне тогда было лет 17. Все участники той сессии были намного умнее и опытнее меня. Но я принял вызов — и справился. Справился хорошо. Это вселило в меня уверенность, что я могу быть полноценным участником большой встречи, даже если я не самый умный и не самый опытный человек.
Вторая мысль, которую я усвоил в течение нескольких лет после того завтрака с Марком Бениоффом, заключалась в том, что я могу сочетать разные навыки в уникальных комбинациях. Скотт Адамс однажды написал, что для достижения успеха вам нужно либо быть лучшим в одной области, либо иметь 25% лучших навыков в нескольких областях. Другими словами, если вы — не мировой лидер в чем-то, но пара вещей у вас действительно хорошо получаются, и комбинация этих двух навыков создает ценное предложение на рынке, вы можете добиться успеха. Например, вы можете быть одним из лучших пианистов мира и преуспеть благодаря самобытному таланту, или быть очень хорошим пианистом (не мирового класса), а также очень хорошим маркетологом (или обладать каким-либо другим навыком), объединить два действительно хороших навыка, и успех не заставит себя ждать.
Учитывая мое любопытство и мастерство обобщения, я решил обучиться паре навыков и объединить их интересным и уникальным образом (вместо того, чтобы полностью погрузиться в одну область). Я мог бы опереться на базовый интеллект и готовность много работать, а также очень сильные — даже если не по-настоящему мирового уровня — способности к предпринимательству и письменному/устному общению, например, и это могло бы дать некоторые интересные возможности для карьерного роста. (Эта конкретная комбинация навыков помогла мне стать партнером Рида Хоффмана за четыре года, когда я на него работал.) С тех пор я продолжал оттачивать различные навыки, сочетание которых давало уникальное конкурентное преимущество, на каком бы рынке я ни играл.
Как и многие мудрые мысли, комментарий Марка за завтраком в Сан-Франциско звучал просто. Мне потребовались годы, чтобы оценить его глубину.