Site icon Идеономика – Умные о главном

«Светлая триада»: зачем миру добрые люди

Кадр из сериала Good Omens

За последние два десятилетия психологи посвятили много времени изучению темной стороны человеческой природы, заключенной в так называемой «Темной триаде» черт: психопатии, макиавеллизме и нарциссизме. Люди, у которых эти качества проявляются особенно сильно, которые нарушают обычные социальные правила в отношении сдержанности, справедливости и уважения к окружающим, кажутся и привлекательными, и ужасными одновременно. Но как насчет тех людей, которые находятся на другом конце спектра? Людей, которые благодаря своему состраданию и самоотверженности служат образцами человеческой природы? Их характерные черты не бросаются в глаза, и хотя исследователи изучают альтруизм, прощение, благодарность и другие сокровища нашего поведенческого репертуара, светлая сторона человеческой личности, возможно, не получает такого же внимания, как темная.

В журнале Frontiers in Psychology, команда, возглавляемая американским психологом и писателем Скоттом Барри Кауфманом из Барнард-колледжа, говорит, что пришло время исправить этот дисбаланс. «Если уделять слишком много внимания одному аспекту человеческой природы за счет другого, это искажает все возможности человечества», — пишут они. В ходе четырех исследований, в которых приняли участие более 1500 участников, Кауфман и его команда создали новую анкету, которая охватывает то, что они называют «Светлой триадой». Они также предоставили предварительные доказательства того, какие личностные характеристики и психологические результаты ассоциируются с высокими оценками светлой стороны личности — или того, что они называют «ежедневная святость».

Участники исследования оценивали свое согласие с заявлениями, призванными задействовать более позитивные, сострадательные и самоотверженные аспекты человеческой личности. Команда Кауфмана черпала вдохновение из аналогичных опросов, используемых для измерения Темной триады, но это не были те же самые ситуации наоборот. Они также обращались за советом к экспертам в области позитивной психологии и психологии личности. Участники также прошли тестирование для оценки Темной триады, личностных черт «Большой пятерки» и различных других психологических показателей, ценностей и характеристик.

Новая шкала оценки Светлой триады состоит из 12 пунктов, которые затрагивают три светлые черты: кантианство («отношение к людям как к целям, а не как к средствам для достижения цели», измеряемое согласием с утверждениями типа «Мне не комфортно открыто манипулировать людьми, чтобы заставить их делать то, что я хочу»); гуманизм («оценка достоинства и ценности каждого человека», измеряемая согласием с такими утверждениями, как «Я обычно ценю других людей»); вера в человечество (т.е. «вера в основопологающую доброту людей», измеряемую согласием с такими утверждениями, как «Я думаю, что люди в большинстве своем хорошие»).

Оценки участников по признакам Светлой триады отрицательно коррелируют с их оценками по признакам Темной триады, но незначительно. Это говорит о том, что каждый признак — не просто отражение противоположного признака, и что у всех нас есть в разной степени как светлые, так и темные черты. Отрадно отметить, что участники исследования Кауфмана набрали больше баллов в Светлой триаде, чем в Темной. «Крайняя злоба редко встречалась среди участников, которых мы изучали», — пишут авторы.

В целом более молодые участники, мужчины, мотивированные властью, сексом и эгоистичными амбициями, чаще набирали больше баллов в Темной триаде. В свою очередь те, кто набрал много баллов в Темной триаде, чаще получали более низкие оценки в плане удовлетворенности жизнью, приятности, сострадания, сопереживания и веры в добро человечества. Также у них отмечались некоторые более предпочтительные (в определенных контекстах) показатели — большее количество сексуальных партнеров, большая креативность, смелость, уверенность в себе и лидерство.

С другой стороны, пожилые люди, женщины, люди, у которых было более стабильное детство, более религиозные и духовные, чаще получали более высокие баллы в Светлой триаде. В свою очередь, высокие баллы в Светлой триаде влекут за собой такие привлекательные и полезные последствия, как более высокая удовлетворенность жизнью и отношениями, чувство автономии и компетентности, более высокая добросовестность, сострадание, сочувствие, открытость, смирение и вера в доброту других.

Есть кое-что, что мешает им называться «повседневными святыми» — например, более слабые мотивы для свершений и самосовершенствования (что потенциально мешает самореализовываться или самосовершенствоваться), чрезмерное доверие и сострадание, из-за чего человека проще эксплуатировать. В целом, однако, Кауфман и его коллеги сказали, что более высокие показатели в Светлой триаде, чем в Темной, связаны с более высоким качеством жизни.

«Мы считаем, что с людьми из Светлой триады приятнее быть рядом, и, вероятно, они оказывают более положительное влияние на окружающий мир», — добавляют они.

Авторы подчеркивают, что участники были в основном из США и Великобритании, и все исследование почти исключительно основано на самооценках. Было лишь одно исключение — экономическая игра, в которой участники с высокими оценками Светлой триады были более щедрыми по отношению к другим, — что не удивительно.

«То, что, как я считаю, охватывает Светлая триада и не в полной мере представлено существующими психологическими концепциями, — это фундаментальное гуманистическое мировоззрение, которое включает в себя веру в фундаментальную доброту людей и восприятие других людей как ценных и достойных, независимо от того, что они могут дать лично вам, — говорит Кауфман. — Мы живем в таком мире, где каждый думает, что его собственные проблемы и мотивы важнее, чем основные мотивы других людей, и мы разучились принимать фундаментальные достоинства друг друга, особенно при очень разных политических убеждениях или другой культуре. Мировоззрение Светлой триады крайне необходимо в современном мире».

Учитывая эту потребность, а также положительные характеристики и показатели благополучия, связанные с высокой оценкой Светлой триады, я также спросил Кауфмана, можно ли сделать что-то, чтобы перетянуть черты личности из тени на свет. По его словам, «вмешательства, которые изменяют точку зрения и усиливают чувство любви к другим», могут произвести такой эффект. «Сюда можно отнести регулярную медитацию, направленную на милосердие, использование новых технологий (например, просмотр красивых или вдохновляющих изображений), и даже целенаправленное знакомство со взглядами других людей, которые сильно отличаются от наших, с рациональным состраданием, любопытством и милосердием».

Кауфман добавил, что усиление самосострадания может стать еще одним способом увеличения черт Светлой триады, учитывая сильную корреляцию, которую он и его коллеги обнаружили «между мыслями о том, что я — хороший, и о том, что другие по сути хорошие».

Кауфман и его коллеги, Дэвид Яден, Элизабет Хайд и Эли Цукаяма, завершают свою новую работу, признавая, что черты Темной триады, безусловно, заслуживают изучения, если учесть их вред на индивидуальном и общественном уровне. «Однако, — пишут они, — мы считаем, что светлая сторона личности также заслуживает понимания. Мы надеемся, что нынешнее исследование стимулирует дальнейшие исследования того добра, которое создают люди с характеристиками Светлой триады».

Источник

Exit mobile version