Автономные автомобили Google преодолели в совокупности более 10 млн миль на открытых дорогах. В обрабатывающей промышленности работает более 2 млн роботов по всему миру. И два из пяти человек ежедневно используют голосовой поиск.
Не так давно эти технологии были предметом научной фантастики. Теперь это повседневная реальность. Тем не менее, реактивные ранцы, таблетки от старения и космические путешествия на сверхсветовой скорости в ближайшее время не появятся.
Пока четвертая промышленная революция вступает в силу, как можно предсказать, какие футуристические технологии станут реальностью и окажут реальное воздействие на нашу жизнь и бизнес, а какие станут воспоминаниями о научно-фантастических фильмах 30-летней давности?
Добро пожаловать в мир технологических футуристов, таких как я. Я не могу утверждать, что мои прогнозы были на 100% точными, но кое в чем у меня были успехи. Например, я был консультантом фильма Стивена Спилберга «Особое мнение» (2002 год), который рассказывает о мире, где используются управление жестами, распознавание лиц, персонализированная реклама и самоуправляемые автомобили — за годы до того, как эти технологии стали реальностью.
Делать точные прогнозы, безусловно, приятно. Но если посмотреть с прагматичной точки зрения, какие преимущества получила бы ваша компания, если бы вы спрогнозировали массовое внедрение смартфонов? Учитывая подрывное влияние новых технологий, руководители, которые может угадать победителей, получают огромное конкурентное преимущество.
Три ключевых фактора
Технологические прогнозы делать нелегко. Структура пяти сил Майкла Портера подразумевает оценку нескольких сил для анализа деловой конкуренции. А технологическое прогнозирование требует изучения трех ключевых факторов и их взаимосвязи:
- Контекст, в котором возникает технология
- Жизнеспособность технологии
- Барьеры на пути успеха технологии
Контекст включает в себя текущие глобальные политические и экономические силы. Трудно представить, чтобы ядерная энергетика развивалась бы так быстро без стимула — в частности, Второй мировой войны, которая породила Манхэттенский проект. Микроэкономические факторы, такие как существующая инфраструктура, также могут порождать, разрушать технологию или задерживать ее успех. Например, в начале 2000-х годов огромное количество венчурного капитала было вложено в технологии чистой энергии, однако для широкого распространения им потребовалось много времени. Первые инвесторы поняли, что невозможно взять и перевернуть укоренившуюся систему распределения электроэнергии за одну ночь.
Сама технология также должна быть жизнеспособной. Реактивные ранцы вряд ли появятся в ближайшем будущем, потому что невозможно игнорировать законы физики.
Наконец, необходимо учитывать потенциальные барьеры на пути к успеху. Самые очевидные — это существующие правила и действующие конкуренты. Когда компании доминируют на рынке благодаря своим маркетинговым или дистрибьюторским возможностям, новая технология должна быть необыкновенно хорошей или желанной, чтобы вытеснить их. В некоторых случаях — например, Amazon в розничной торговле и каршеринговые компании, — неспособность действующих игроков использовать новые технологии позволяет стартапам обыграть их.
Судьба цифровых ассистентов
Давайте рассмотрим эволюцию цифровых ассистентов, таких как Alexa от Amazon, Siri от Apple и Google Assistant, опираясь на эти основы технологических прогнозов. Эти устройства обещают сделать жизнь проще, реагируя на голосовые команды и выполняя задачи при помощи искусственного интеллекта (ИИ). Если бы мечты технологических компаний сбылись, то цифровые помощники были бы повсюду, включая офисы, гостиничные номера и каждую комнату дома, даже туалеты.
Действительно, умные колонки с цифровыми помощниками можно увидеть во все большем количестве домов. По данным исследовательской фирмы Canalys, мировые поставки достигли 19,7 млн в третьем квартале 2018 года — рост составил 137% по сравнению с предыдущим годом. Чтобы выяснить, насколько быстро распространится эта технология, давайте посмотрим на нее через призму трех факторов.
1. Контекст: насколько цифровые помощники вписываются в наш мир? Цифровые ассистенты представляют собой решение двух современных социальных проблем. Во-первых, повседневная жизнь стала очень сложной. Каждое мобильное приложение, онлайн-форма, банкомат и киоск самообслуживания, которые мы используем, требуют многократного взаимодействия. Мы наполнили свою жизнь множеством способов общения и видов развлечений. Вторая проблема — время. Нам просто его не хватает, отчасти (и в каком-то смысле парадоксально) потому, что мы наполнили свою жизнь таким большим количеством занятий.
Цифровые помощники борются с обеими проблемами. Они помогают справляться со сложностью, делая повседневные задачи быстрее и проще, экономя время и позволяя нам стать более продуктивными. Например, Google Assistant может позвонить в ресторан и забронировать столик, даже поговорив при этом с работником ресторана.
Если благодаря использованию ассистентов у нас будет меньше задач и отвлекающих факторов, мы сможем больше сосредоточиться на важных вещах в нашей жизни и станем более эффективными. Ассистенты могут решить множество повседневных задач, таких как планирование собраний или автоматическое ведение заметок с заседаний.
Хотя у сегодняшних цифровых помощников функционал ограничен, следующие версии станут постоянными партнерами многих людей на работе, дома, в школе, в кабинете врача и в других местах. Цифровой помощник будет одним из основных средств взаимодействия с миром и, безусловно, с любой цифровой системой.
2. Технология: она работает? Цифровые ассистенты проделали большой путь с 2016 года, когда Amazon представила Alexa. Основные технологии компании — распознавание речи, машинное обучение и разговорный искусственный интеллект, — достигли огромных успехов. Тем не менее, исследования по использованию цифровых помощников показывают, что либо технология, либо наше понимание ее все еще относительно незрелые. Возможно, и то, и другое.
Согласно исследованию Adobe, проведенному в США, чаще всего умные колонки используются для воспроизведения музыки (70%), предоставления прогноза погоды (64%) и ответов на «забавные вопросы» (53%), а это едва ли самое сложное применение для приложений с искусственным интеллектом.
Но потенциал огромен. Даже сегодняшние цифровые помощники способны понимать личные предпочтения и инициировать ряд действий. Например, можно настроить Alexa, Siri или Google Assistant так, чтобы, когда вы говорите, что пришли домой, помощник автоматически сбрасывал термостат, включал свет и вашу любимую аудиопрограмму, воспроизводил голосовые сообщения и отправлял смс вашему супругу.
В будущем ваш цифровой помощник научится автоматически и беспрепятственно выполнять повседневные задачи, интегрируя подключенные устройства, автономный автомобиль и другие девайсы, чтобы делать покупки и назначать встречи. Он может взаимодействовать с другими системами, такими как распознавание лиц в магазинах. Например, ИИ-система ритейлера может распознавать вас, когда вы входите в магазин, и предлагать продукты на основе ваших предпочтений и взаимодействуя в фоновом режиме с вашим цифровым помощником. И автоматически совершить платежную транзакцию, когда вы выходите.
Цифровой ассистент может мотивировать вас оставаться в форме и быть здоровыми. Он может помогать в работе, автоматически связываясь с коллегами и находя документы, имеющие отношение к текущей задаче.
3. Барьеры: продолжится ли рост продаж? Искусственный интеллект, обработка голоса и другие технологии, лежащие в основе цифровых помощников, совершенствуются с каждым годом, и им необходимо будет продолжать в том же духе, чтобы полностью раскрыть свой потенциал. Устройства, обеспечивающие голосовое взаимодействие с пользователями, включая умные колонки, также должны развиваться.
Но если предположить, что технологии — это лишь временное препятствие для роста, каковы потенциальные долгосрочные барьеры на пути к успеху?
Во-первых, это конфиденциальность. В случае с умными колонками потребителей по сути просят довериться устройству, которое передает звук из дома в облачные системы технологического гиганта. Это происходит в то время, когда потребители все меньше и меньше доверяют предприятиям в отношении того, как они используют данные.
Второе — это инерция. Клиентам необходим определенный уровень обслуживания, удобства и снижения цен, прежде чем услуга получит широкое распространение. Исследовательская и консалтинговая фирма Gartner называет это «циклом хайпа». Новые технологии обычно проходят долгий период «разочарования» между первым использованием и широким распространением у потребителей. (Между прочим, цифровые ассистенты только сейчас оказались в этой впадине, согласно данным Gartner за август 2018 года.)
Но эта инерция — временное препятствие. Третье и самое значительное влияние на будущее развитие цифровых помощников оказывает сопротивление со стороны нынешних игроков рынка, а точнее — интересы компаний, касающиеся их отношений с клиентами.
Сегодняшние лидеры в сфере цифровых помощников — это Amazon, Apple и Google. Но компании, которые ценят прямые отношения с клиентами, не хотят видеть техгигантов посредниками, ведь в нашем мире «данные — это новая нефть». JP Morgan недавно внедрила цифрового помощника для проведения корпоративных платежей. Starbucks представила собственного чат-бота в 2017 году. Это только два примера из множества.
Что будет значить для брендов доминирование технологических гигантов в сфере голосового поиска, торговли, развлечений, бытовой техники и офисных помощников на базе ИИ? Как компании будут адаптироваться, если их клиенты делают все с помощью цифровых помощников — включая заказ товаров и услуг, — а предприятия теряют способность напрямую взаимодействовать с клиентами?
Существует три принципиально разных отраслевых динамических модели того, как это может развиваться. Одна модель заключается в том, что отношения будут контролироваться крупными игроками — Amazon, Google, Apple, Alibaba, Baidu, Tencent. В этой модели, если я предан Amazon, то выберу Alexa.
Вторая модель похожа на то, как люди сегодня используют смартфоны. У них есть рабочая версия и личная. В этой модели, возможно, дома мой помощник — Alexa. Но на работе ассистент может быть иным — тот, который выбрал и предоставил работодатель.
Третья модель более фрагментирована. В этой версии будущего ряд сервисных предприятий — банки, розничные продавцы, поставщики долгосрочных медицинских услуг, — предлагают своих собственных виртуальных помощников. Citibank может представить цифровой финансовый справочник, Kaiser Permanente — электронное медицинское пособие, а Netflix — администратора по развлечениям. Возможно, эти специализированные помощники затем подключатся к ассистенту более высокого уровня, разработанному Amazon, Google или другими доминирующими игроками.
Неясно, какая из этих трех моделей получит распространение. В Salesforce мы довольно долго тестировали этот вопрос с различными клиентами и разработчиками и получили множество ответов. Прямо сейчас игра кажется открытой. Если историю можно считать неким ориентиром, то несколько гигантов будут доминировать в этой области, но сила отдельных поставщиков — банков или поставщиков медицинских услуг — также очень велика. Развитие цифровых ассистентов станет одним из самых интересных направлений на рынке в течение следующих пяти лет.
Выявление переломного момента
Святой Грааль технологического прогнозирования — предсказание вероятности и сроков переломного момента между тем, когда технология — еще необязательный продукт для большинства потребителей, и тем, когда она становится необходимой почти для всех.
В случае с цифровыми помощниками этого вполне можно ожидать, поскольку все больше бытовых устройств управляется электронно. Если эта тенденция сохранится, вполне вероятно, что мы скоро достигнем того момента, когда цифровой помощник, объединяющий все эти устройства, станет необходимостью. Затем, покорив дом, цифровые помощники смогут развиваться дальше, чтобы помогать нам взять под контроль остальной мир.
По моим оценкам, сегодняшний цифровой помощник, вероятно, эквивалентен BlackBerry в период его расцвета — круто и полезно, но предлагает лишь небольшую часть полезных функций еще не выпущенного тогда iPhone. Исходя из анализа трех ключевых факторов, я уверен, что в скором времени появятся сложные цифровые помощники с поддержкой приложений, которые будут влиять на нашу жизнь и бизнес так же, если не больше, как современные смартфоны.
Тем не менее, я могу ошибаться. Предсказать технологический прорыв трудно даже футурологам. Однако лидеры, желающие пройти через этот процесс и разобраться в новых технологиях, используя три ключевых фактора, описанных выше, вероятно, обнаружат тенденции раньше, столкнутся с меньшим количеством неожиданных сбоев и выберут более правильный курс действий в нужное время.