Британский миллиардер, человек-бренд Ричард Брэнсон отвечает журналу Entrepreneur, почему важно быть бесстрашным и можно ли быть успешным в бизнесе, не будучи предпринимателем.
Слово «предприниматель», entrepreneur, совершенно восхитительное. Когда мы с друзьями открывали первые бизнесы под маркой Virgin, никто, похоже, не понимал, что это мы делаем. Некоторые серьезные люди называли нас предпринимателями, но осуждающим тоном, что мы какие-то авантюристы, разрушающие надлежащий порядок вещей, и доверять нам, наверное, не стоит. Тогда мы точно не называли себя «предпринимателями», потому что на нас бы очень странно смотрели.
Сегодня людей, работающих в качестве предпринимателей, столько, что это уже образ жизни. Определить, кто такой предприниматель, стало сложнее, потому что это слово теперь значит столько разных вещей для стольких разных людей.
Наши критики были отчасти правы: мы действительно собирались разрушить устоявшийся порядок. И тогда, и сейчас, когда мы начинаем новый бизнес в Virgin, мы не просто хотим выполнить простое упражнение по зарабатыванию денег — мы хотим добиться позитивных перемен в жизни людей и предложить потребителям нечто выгодное. Какой бы продукт или услугу мы ни предлагали, мы хотим, чтобы они были заметно лучше, чем у всех остальных.
Наш подход, который я бы назвал предпринимательским, оказался реальным преимуществом. К примеру, все изначальные конкуренты Virgin Atlantic (кроме одного) вышли из игры с тех пор, как мы вступили на этот рынок в девяностых. Это случилось по ряду причин, но главная, наверное — нехватка инноваций и смелости. Выход Virgin на рынок авиапутешествий был встречен со скепсисом, но вскоре мы показали критикам, что пассажиры хотят чего-то нового — чтобы на рейсах были развлечения и отличный сервис — и мы увидели, что большинство наших конкурентов слишком медленно реагируют на это.
С моей точки зрения, предприниматель — это не просто человек, создавший бизнес; затем желание создавать новое побуждает этого человека и дальше с усердием добиваться позитивных изменений. Компании должны быть гибкими. Это начинается с самого верха, у руководителей должно быть реальное желание менять новые рынки, на которые они выходят, и быстро реагировать на меняющиеся обстоятельства уже устоявшихся бизнесов. И, наверное, правильно сказать, что в бизнесе можно быть успешным и не будучи предпринимателем: когда вы поддерживаете стабильный приток денег, не выискивая новые возможности расширения и улучшения.
В чем разница? В бесстрашии. Лучшие компании предлагают продукты и услуги, которых прежде никогда не было на рынке. Хотя почти всегда перед запуском можно провести исследования и протестировать рынок, предприниматель всегда будет прыгать в (той или иной степени) неизвестность.
У очень молодых людей здесь есть часто преимущество, они могут встретить бизнес-трудности без страха, так как их ничто не сдерживает — никаких обязательств, и зачастую нечего терять. По мере карьерного роста человек начинает учитывать новые соображения — надо заботиться о семье, платить ипотеку.
Если вы считаете, что у вас есть идея, меняющая рынок, и при этом у вас есть такого рода обязательства, то это настоящий экзамен на предпринимателя. Лучший ответ — не допускать, чтобы подобные факторы диктовали вам решение, а просто учесть их. Подготовьтесь к неудаче, защититесь от полного провала, а затем — вперед, запускайте.
Другая переменная — это упорство. При сколь угодно тщательном планировании и подготовке подавляющее большинство стартапов терпят крах в первый же год. О чем это нам говорит? О том, что предприниматели должны не просто справляться с неудачами, но приветствовать их. Нет ничего постыдного в том, чтобы признать — это не работает — и вернуться к исходной точке. Мы в Virgin тоже частенько это делали. Все зависит от способности начать заново, благодаря которой вы и ваша команда сможете чистосердечно отдаться новым целям, не оглядываясь назад.
Так что предприниматель — это и создатель рабочих мест, и человек, переписывающий правила игры, и бизнес-лидер, и инноватор, и диверсант. Но самое главное, предприниматель — это вы, если вы достаточно сильно хотите им быть.
А вы кем себя считаете? Предпринимателем — либо же бизнесменом или бизнесвумен? Какой лейбл вам по душе?