Соберите в одной комнате пять, восемь, 12 или более человек, и вы с трудом угадаете, насколько хорошо они будут действовать в команде. Чем больше группа, тем сложнее становится.
Это очень похоже на ужин с группой друзей. Куда пойти? В итальянский ресторан? Вегетарианский? Стейк-хаус? У каждого человека свой вкус, и определить общий знаменатель сложно.
Общий интерес — источник жизненной энергии команд, и только самые успешные компании знают, как его воспитать. Но откуда?
Это именно то, что хотела понять компания Google в 2012 году, когда попыталась найти ответ на вопрос, как создать «идеальную команду». Эксперимент назывался «Проект Аристотель».
Ключевые характеристики «более эффективных команд»
После нескольких лет анализа данных и опроса более 180 отделов компании в Google обнаружили, что типы людей (т.е. отдельные личности) в команде не так важны.
«У нас было много данных, но никакие из них не указывали на то, что сочетание каких-то определенных типов личности, навыков или опыта имеет какое-либо значение», — сказал один из организаторов проекта в интервью The New York Times.
Вместо этого исследователи выявили пять ключевых характеристик более эффективных команд:
- Психологическая безопасность: каждый чувствует себя вправе пойти на определенный риск и знает, что ему не будет стыдно за это и его не накажут.
- Надежность: каждый выполняет качественную работу в срок.
- Структура и ясность: все знают, чего от них ждут. Эти ожидания должны быть высокими, но достижимыми.
- Значение: каждый осознает цели своей работы (финансовая безопасность, поддержка семьи, помощь команде в достижении успеха и т. д.).
- Воздействие: каждый видит, что результат его работы действительно способствует достижению общих целей организации.
Не все исследователи согласны
Хотя выводы Google могут быть в некоторой степени правдивыми, многие исследователи (за пределами лаборатории Google) не согласны. Опираясь на большое количество научных исследований, они утверждают, что все с точностью до наоборот: личность, а не просто навыки — вот действительно определяющий фактор успеха команды.
Профессор бизнес-психологии в Колумбийском университете и автор книги «Почему так много некомпетентных мужчин становятся лидерами?» Томас Чаморро-Премузич, а также бывший вице-президент Hogan Assessment Systems психолог Дейв Уинсборо утверждают, что личность сильно влияет на роль человека в команде.
«Слишком часто организации сосредоточены исключительно на функциональной роли и надеются, что хорошая командная работа наладится сама собой, — написали Чаморро-Премузич и Уинсборо в статье в Harvard Business Review. — Вот почему даже самые дорогие профессиональные спортивные команды зачастую не соответствуют уровню индивидуальных талантов каждого игрока: из-за отсутствия психологической синергии. Более эффективный подход ориентирован как на личности людей, так и на их способности».
Одно исследование, проведенное в Hogan X, предлагает альтернативный выводам Google взгляд. Исследователи обнаружили, что самые слабые команды обладают высокой установкой на прагматизм, но в графе «построение отношений» у них значится 0.
Полушария левые и правые
Проще всего посмотреть на это с точки зрения теории о «правом и левом полушарии мозга», которая гласит, что у каждого есть доминирующая сторона мозга (правая или левая), и это определяет личность, мысли и поведение человека.
Говорят, что люди с развитым правым полушарием более интуитивны, креативны, свободны в мышлении и способны сотрудничать и общаться. Они — душа компании и жизненно важны для успеха команды.
Те, у кого больше развито левое полушарие, напротив, более логичны, аналитичны и объективны. В отличие от «правополушарных» людей, которые мыслят визуально, они ориентированы на детали и факты и предпочитают оперировать словами и цифрами. Они более прагматичны. Хотя навыки и черты у людей с «левой» доминантой мозга разные, они помогают получить то или иное место в команде.
Почему прагматизм редко бывает желанной чертой
Работающим в области медицины, возможно, не нужна высокая креативность (как у людей с доминирующим правым полушарием). Но во всех сферах бизнеса и отраслях при создании команд EQ (эмоциональный интеллект) имеет гораздо большее значение, чем IQ (коэффициент интеллекта).
EQ, который отражает и укрепляет навыки человека с развитым правым полушарием, повышает самосознание и смирение. Это гораздо выгоднее для команды, независимо от состава навыков.
Имейте в виду, что прагматизм — не обязательно плохая вещь, но он может привести к линейному мышлению. Технические навыки важны на ранних этапах карьеры, но чем выше ваш уровень, тем меньше к ним требований, и тем больше нужно «правополушарных» навыков, чтобы строить конструктивные и мотивирующие отношения с окружающими.
Иными словами, левое полушарие помогает людям получить работу, а правое — развиваться.
Хорошие новости
Люди не обязательно относятся только к одному типу. Прагматичные черты наряду с навыками выстраивания отношений могут увеличить вашу ценность для команды. Таким образом, независимо от того, какое полушарие у вас доминирует, можно развить в себе обе характеристики. Вот как:
Если у вас доминирует правое полушарие:
- Развивайте стратегическое мышление. Нужно знать и понимать, что движет компанию к успеху.
- Будьте известными в чем-то. У вас есть глубокий опыт в соответствующих областях (к примеру, финансовая хватка, научная экспертиза или даже высокоспециализированные знания, такие как налоговое право или учет слияний и поглощений)? Активно их совершенствуйте!
- Практикуйтесь в решении сложных проблем. Это особенно полезно для тех хитрых вопросов на собеседованиях, которыми славится Google. Используйте навыки линейного мышления в своих интересах, углубляясь в проблемы.
Если у вас доминирует левое полушарие:
- Развивайте гибкость. Вместо того, чтобы по умолчанию придерживаться «проверенного временем» подхода (что обычно делают прагматики), пытайтесь применять разные варианты и новые идеи.
- Найдите радость в двусмысленности. Учитесь справляться с неопределенностью и принимать решения, не имея всей информации заранее.
- Проверяйте свои навыки социального лидерства. Когда в последний раз вы мотивировали окружающих или тесно общались с товарищами по команде? Вы можете прийти к выводу, что вам это на самом деле нравится.
Команда — это не просто люди, сидящие в одной комнате или объединенные в Skype. Если вы «внимательно посмотрите в зеркало» и осознаете свои сильные стороны, то сможете внести значимые изменения и в свою команду, и в свою компанию.