Анализ одного из крупнейших экспериментов по введению четырехдневной рабочей недели показал, что продуктивность при таком графике не падает, зато снижается стресс и растет вовлеченность персонала. Это вселяет надежду на появление оптимального баланса между работой и личной жизнью для миллионов людей.
Perpetual Guardian, новозеландская компания, предоставляющая финансовые услуги, перевела 240 сотрудников с пятидневной на четырехдневную рабочую неделю в ноябре прошлого года, сохранив заработную плату. Производительность за четыре рабочих дня увеличилась на 20%, поэтому общий объем выполненной работы не снизился.
За экспериментом наблюдали ученые из Оклендского университета и Оклендского технологического университета. Они обнаружили, что оценки сотрудников Perpetual Guardian в плане лидерства, стимулирования, расширения возможностей и приверженности работе увеличились по сравнению с опросом 2017 года.
Детали более раннего исследования показали, что больше всего выросли степень заинтересованности в работе и ощущение широких возможностей. Уровень стресса персонала снизился с 45% до 38%. Число тех, кто считает, что добились баланса между работой и личной жизнью, выросло с 54% до 78%.
«Это идея, время которой настало, — говорит основатель и исполнительный директор Perpetual Guardian Эндрю Барнс. — Нам нужно привлечь больше компаний, чтобы запустить процесс. Они будут удивлены прогрессом в их компаниях, среди сотрудников и в сообществе».
Он выпустил практическое руководство для других организаций, включающее результаты эксперимента и внедрения.
«К нам отнеслись как к серьезным взрослым людям, и я думаю, что в результате все ведут себя именно так», — сказала Тэмми Баркер, менеджер филиала, где в рамках эксперимента сократили рабочую неделю с 37,5 часов до 30.
За восьминедельным экспериментом внимательно следили работодатели и политики во всем мире.
В Великобритании научно-исследовательский финансовый фонд Wellcome Trust рассматривает вопрос о переводе 800 сотрудников головного офиса на четырехдневную рабочую неделю, а Perpetual Guardian завалили более чем 350 запросами на информацию об испытании из 28 стран. Большинство из них поступило от организаций Великобритании, а также из Австралии, США и Германии.
Лейбористская партия в Британии инициировала исследование возможностей четырехдневной недели. Тем не менее, ранние исследования говорят, что в этом случае будет сложно достичь роста производительности в отраслях вроде розничной торговли, где присутствие — это ключевая часть работы.
В Великобритании среднее рабочее время увеличилось после финансового кризиса, и возникли вопросы о том, насколько можно сократить рабочий день тех, кто трудится в важнейших профессиях (медсестры, полицейские), не ухудшая при этом качество их работы.
Небольшие компании, экспериментирующие с четырехдневной рабочей неделей, обнаружили, что производительность становилась лучше в первые несколько недель, так как сотрудники были воодушевлены проектом, но впоследствии немного падала.
«Больше всего работодателей беспокоит, чтобы внедрение этой политики на постоянной основе не привело к самоуспокоенности сотрудников, которая повлечет снижение производительности, — говорит Баркер. — Чтобы предотвратить это, мы потратили много времени на то, чтобы у каждого человека в каждой команде был собственный план относительно того, как они будут поддерживать и даже повышать свою производительность».
По ее словам, более короткая рабочая неделя увеличила ее внимание к задачам, и она больше не прыгает с одного на другое.
«Я на самом деле заканчивала проекты, прежде чем перейти к следующему делу, и к концу дня обнаружила, что достигаю большего, чем когда пытаюсь охватить все в режиме многозадачности», — говорит она.
«Я обнаружила, что моя производительность увеличилась просто благодаря тому, что я стала лучше осознавать свои рабочие процессы и задумываться о том, как я делаю какие-то дела и почему я их делаю. В то же время я больше не чувствовала стресса на работе, вероятно, потому, что я действительно концентрировалась на поставленных задачах, и у меня был дополнительный выходной, чтобы компенсировать повышение производительности труда».
Люди использовали дополнительный выходной для тех же видов досуга, которым занимались в обычные выходные, например, для игры в гольф или просмотра Netflix, но появились и новые виды деятельности, отмечает профессор управления персоналом в Оклендском технологическом университете Джаррод Хаар.
Среди них — «проводить время с родителями», «уделять необходимое время учебе» и «убираться дома в среду, а не в выходные».
«Менеджеры говорят, что их команды стали более креативными, — говорит он. — Эксперимент вынудил их придумывать, как сделать всю свою работу за четыре дня, так что влияние положительное. Важно отметить, что, по оценке менеджеров, их команды стали лучше обслуживать клиентов — стали более вовлеченными и сосредоточенными, когда звонили клиенты и покупатели».
Он также отметил значительное снижение стресса и выгорания и рекордно высокий уровень баланса между работой и личной жизнью.
«Помимо хорошего самочувствия, сотрудники признавались, что их команды стали сильнее и лучше функционируют вместе, что они более довольны своей работой, более вовлечены и чувствуют, что их работа имеет большее значение, — говорит он. — Они также сообщили, что стали более предаными организации и менее склонны искать другую работу».
«Внедрив четырехдневную рабочую неделю на добровольной основе, мы продолжаем искать, как повысить производительность и улучшить вовлеченность, благополучие и удовлетворенность работой в рамках этой революционной модели», — говорит Барнс.