Site icon Идеономика – Умные о главном

Дорогой Facebook: за какую сумму пользователи готовы отказаться от соцсети?

Фото: Daily Dot

Это были тяжелые годы для Facebook: сообщения о вмешательстве России в президентские выборы 2016 года, скандал с Cambridge Analytica, обвинения республиканцев в том, что платформа подавляет консервативный контент, и недавние открытия, что Facebook опубликовал закрытые фотографии пользователей и личные сообщения. Собственно говоря, для стимулирования экономики Facebook также мало что делает. В компании работают около 34 тысяч человек. В отличие от ритейлера Walmart, где работает более 2 млн.

Технологический писатель Уолт Моссберг недавно присоединился к растущему списку журналистов, предпринимателей, политиков и знаменитостей, отказывающихся от Facebook, написав в Twitter:

«Немного личных новостей: я решил покинуть Facebook в конце года. Я делаю это — после 12 лет в Facebook — потому, что мои собственные ценности, политика и действия Facebook разошлись до такой степени, что мне там уже не комфортно».

Тем не менее, никогда еще у Facebook не было столько пользователей. Более 2 млрд человек — около трети населения мира — проводят на сайте примерно 35 минут в день. Если сложить это время, получается, что мы тратим на соцсеть более 100 тысяч лет — за один день.

Возможно, пользователей Facebook не слишком беспокоит конфиденциальность. Скорее всего, их волнуют подводные камни платформы, но они остаются с Facebook по одной простой причине: соцсеть стоит компромисса.

Ценность социальных сетей растет по мере роста числа людей, которые их используют. Сеть, в которой вы можете общаться со старыми друзьями, новыми клиентами, бабушками и учителями ваших детей, стоит гораздо больше, чем сеть, в которой можно найти всего парочку знакомых. Ценность Facebook для пользователей может объяснить, почему люди так охотно жертвуют своей конфиденциальностью — и игнорируют противоречия — в обмен на то, чтобы быть частью крупнейшей в мире социальной сети.

Вместе с Шоном Кэшем из Университета Тафтс и Салимом Алхабашем из Университета штата Мичиган в декабре мы опубликовали в журнале PLOS ONE результаты исследования, в котором предлагали пользователям Facebook деньги в обмен на их согласие деактивировать учетные записи на периоды времени, варьирующиеся от одного дня до одного года.

Это не было гипотетическим предложением. Пользователи Facebook принимали участие в аукционах, на которых разыгрывалась цена за деактивацию их аккаунтов. Мы предлагали реальные деньги, и победители аукциона могли получить их, только доказав, что на самом деле деактивировали свои учетные записи. Поскольку люди столкнулись с реальными финансовыми последствиями, у них был сильный стимул серьезно относиться к аукциону. И поскольку мы оплачивали только самую низкую ставку, у людей не было стимула завышать выплаты за прекращение использования Facebook.

У нас в группе было 1258 пользователей Facebook, около 20% которых были набраны из двух кампусов университетов по электронной почте или через онлайн-группу студентов, которые ранее давали согласие принять участие в исследовательских проектах. Остальных участников мы набрали из разных слоев населения, либо через пул онлайн-сообществ, либо через онлайн-краудсорсинговую площадку. Мы пришли к выводу, что нам придется заплатить более $1000 среднестатистическому пользователю за деактивацию его учетной записи Facebook на год. Подумайте об этой сумме как о денежном выражении радости и полезности, которую дает людям Facebook без каких-либо личных расходов — использование сайта бесплатно. Эта оценка — то, что экономисты называют «излишком потребителя», то есть разница между тем, что кто-то готов заплатить за что-то, и тем, сколько на самом деле платит.

Так что же люди ценят в Facebook? Мы выяснили, что люди ценят платформу тем больше, чем чаще они используют ее для публикации обновлений статуса или для приглашения друзей на мероприятия. В аналогичном исследовании наши соавторы обнаружили, что количество реальных друзей, которые есть у вас на Facebook, служит лучшим показателем того, что значит для вас Facebook, чем общее количество друзей в этой соцсети. Это говорит о том, что Facebook более важен для поддержания отношений с близкими нам людьми и менее — для слабых связей с просто знакомыми.

Результаты нашего исследования еще раз свидетельствуют о том, что ценность нашей онлайн-жизни огромна и растет: Остэн Гулсби и Питер Клиноу обнаружили, что в 2004 году домохозяйства получили в целом от $2500 до $3800 «излишка потребителя» благодаря интернету. Но сейчас людям нужно около $3600 в год, чтобы прекратить пользоваться онлайн-картами, около $8400, чтобы отказаться от использования электронной почты, и, что поразительно, около $17 500, чтобы жить без онлайн-поиска, согласно исследованиям Эрика Бриньольфссона, Феликса Эггерса и Авинаша Ганнаманени, основанных на тщательно разработанных онлайн-опросах.

Исходя из текущей рыночной капитализации, Facebook оценивается примерно в $200 за пользователя. Это примерно одна пятая стоимости, которую средний участник нашего исследования может получить всего за один год использования Facebook, а это означает, что соцсеть создает значительно большую ценность для своих пользователей, чем для акционеров. Это верно для технологических инноваций в целом. Изучив данные за более чем 50 лет, лауреат Нобелевской премии экономист Уильям Нордхаус обнаружил, что инноваторы, как правило, получают около 5% стоимости новой технологии, а все остальное идет потребителям.

Это должно заботить тех, кто заинтересован в регулировании Facebook. Законодатели, которые заботятся о благополучии людей, должны убедиться, что в процессе решения проблем безопасности и конфиденциальности они не вводят ограничений, которые лишают пользователей тех преимуществ, которые дает им Facebook. Опасения относительно того, сколько плохого Facebook принес в мир, хотя и оправданы, нужно соотнести с пользой, которую Facebook производит в виде обмена фотографиями, игр, отслеживания новостей и общения с одноклассниками и клиентами. Правила, делающие социальные сети менее приятными или менее полезными, даже если они лишь незначительно сокращают выгоду, которой пользуется средний пользователь, могут привести к потере ценности в миллиарды долларов применительно к миллиардам людей, которые остались пользователями Facebook.

Прикольные видео и обновления статуса могут не создавать много рабочих мест и не улучшать нашу работу, но мы получаем что-то реальное и измеримое в социальных сетях. Беспечный подход Facebook к конфиденциальности пользователей не может не беспокоить, но мы не должны упускать из виду тот факт, что бесплатные онлайн-сервисы, такие как Facebook, создали огромную ценность для всех нас.

Источник

Exit mobile version