В любой работе, подразумевающей создание чего-то нового, бывают моменты, особенно на ранних стадиях, когда нам кажется, будто мы бродим в тумане. Чтобы справиться с этим, команды должны чувствовать себя в безопасности — чтобы каждый день, взявшись за руки, бросаться в неизведанное, зная, что поражения будут случаться так же часто, как и удачи. Я считаю, что первый шаг в достижении новаторских результатов — это укрепление доверия, которое достигается демонстрацией уязвимости, особенно лидера. При этом каждый член команды имеет возможность реализовать свою страсть, даже если она изначально кажется не связанной с работой.
Как указывает Всемирный экономический форум, три основных навыка, необходимых работникам в 2020 году, — это креативность, критическое мышление и комплексное решение проблем. Однако творческая культура в компании возникает не благодаря креслам-мешкам и настольному футболу, модным кулуарам или бесплатному кофе, но благодаря тому, что люди относятся друг к другу по-человечески. Зачастую этому способствуют несколько продуманных моментов.
Как компании могут создавать и поддерживать культуру, которая позволяет развиваться этим навыкам? Вот три способа, и все они связаны с человечностью.
Позволяйте людям демонстрировать свою «нерабочую» сущность
В IDEO на начальном этапе процесса проектирования нам часто приходится ездить довольно далек, чтобы провести время с людьми, для которых мы работаем, в их собственной среде. Эти исследовательские поездки — важная часть процесса проектирования, но они также приносят дополнительную пользу. Совместный опыт — перекусы в нерабочее время, долгие поездки на автомобиле и неожиданные приключения в путешествиях, — помогают команде по-новому узнать друг друга, а затем все возвращаются в офис, готовые к совместной работе.
Во время недавней поездки в Канаду я узнала историю о том, как наш коллега в детстве приехал в Америку из Боливии, и как мучительный опыт стал основой для благодарности, радости и оптимизма, которые мы видим каждый день в его работе. Теперь, зная это, мы можем лучше понимать, почему он принимает именно такие решения, и это помогает нам более эффективно сотрудничать. Если бы мы не поговорили об этом однажды вечером в вестибюле отеля, без единого намека на рабочие темы, я никогда не узнала бы этого о нем.
Есть много способов воспроизвести такую обстановку, не устраивая недельных совместных поездок. В одном правительственном учреждении, где раньше работал наш коллега, сотрудники однажды решили начинать регулярное собрание с нового ритуала под названием «Из первых рук». Каждую неделю один человек в течение пяти минут должен был рассказывать историю из своей личной жизни, используя фотографии из смартфона. Они узнавали удивительные вещи о коллегах, которых обычно видели в униформе: один любил кататься на велосипеде, другой — печь. Это быстро стало самой ожидаемой частью собрания, и теперь они начинали неделю не только как коллеги, но и как люди.
Поэтому при планировании встреч или выездных мероприятий старайтесь донести до сотрудников, что им можно показывать свое «нерабочее» я. В одном учебном опыте, который мы разработали для фирмы, предоставляющей финансовые услуги, мы попросили участников прийти в своих «выходных туфлях» и подготовить рассказы о том, что их обувь говорит об их увлечениях в свободное время. Над нашей идеей посмеивались, но мы показали личный пример, и это облегчило получение критических отзывов.
Найдите время для вдохновения
Мы все знаем, как трудно заставить людей оторваться от работы, если они сосредоточены на дедлайне. Тем не менее, для новых идей нужны новые исходные данные, а литература о креативе говорит, что интуитивные прорывы случаются в моменты, когда мы отвлекаемся от текущих задач.
Чтобы укрепить отношения в компании, где я работаю, мы придумали «время чая». Мы собираемся вместе, чтобы поделиться чем-то вкусным и послушать внешнего спикера, который предлагает что-то неожиданное для группы. Вместо того, чтобы обсуждать инициативы или проекты компании, мы приглашаем друзей, которые, возможно, не имеют непосредственного отношения к нашей работе, но могут нас чему-то научить. Недавно у нас были предприниматели из Индии, эксперты по медитации и преподаватели из местной школы. Любой может пригласить гостя на «время чая», что дает возможность членам команды представить студии кого-то, кого они находят вдохновляющим.
Клиенты вашей компании также могут стать источником коллективного вдохновения. Отличный пример — Airbnb. Первостепенное значение для их успеха имеет глубокое понимание хозяев, предоставляющих жилье, поэтому каждый день на обеде компании они демонстрируют объявление с сайта и подают еду, отражающую его географию. В день, когда я была у них в гостях, показывали хижину в Бора-Бора, и мы все вместе ели полинезийские блюда. Этот восхитительный пример показывает, как можно привнести личность клиента в свою работу, а также создать среду, позволяющую сотрудникам чувствовать единение.
Помните о культуре, в которой находитесь
Больше человечности в работе пойдет на пользу, только если это не идет в разрез с привычками и культурой вашей отрасли. Например, я живу и работаю в Кембридже, штат Массачусетс, прямо между кампусами Гарварда и Массачусетского технологического института. Это мир, в котором искренность имеет первостепенное значение, мир, где правят идеи, поэтому нет ничего тоскливее, чем натужно-радостное «нетворкинговое» мероприятие. Но ученые и исследователи все равно ищут возможности наладить сотрудничество с коллегами из других академических отделов. В этой среде, основанной на идеях, объединение по смыслу — ключевое.
Мы работали с несколькими клиентами в научной и академической областях, в поиске новых форматов для сотрудничества. В серии встреч Provocations, которую мы придумали совместно с The Engine, выросшей из MIT, участники из различных секторов решали какую-то сложную задачу, например, в области термоядерной энергии, объединившись, чтобы наметить барьеры и факторы, способствующие выводу технологии на рынок и установлению новых партнерских отношений. По настоянию одного из ученых, тем, кто работает в этой области, было предоставлено время, чтобы поделиться откровенными рассказами о своих успехах и неудачах — вместо стандартной корпоративной презентации. Таким образом совместный труд основывался на нелегкой человеческой реальности и настойчивости, которая требуется в научной работе.
Без основы доверительных отношений инновационная культура может быстро превратиться в спектакль; весь настольный футбол и бесплатный кофе в мире не приведут к новым идеям, если люди не будут чувствовать себя в безопасности, чтобы ослабить свою профессиональную защиту. Иногда нам нужны самые дерзкие идеи, и создание пространства для уязвимости может входить в процесс их рождения, как и все остальное.