Ричард Флорида: Куда идет креативная экономика?
Известный исследователь рассказал о том, как подготовиться к новому прорыву
Будущее ЭкономикаУправляющий редактор McKinsey Publishing Рик Киркланд расспросил известного консультанта, исследователя и писателя Ричарда Флориду о том, что происходит с креативным классом и как креативная экономика готовится к новому прорыву. По ссылке в конце текста — полное видеоинтервью, а мы приводим самые интересные моменты из беседы.
О том, как старая экономика рождает новую
Американская энергетика на взлете. Техас, Оклахома, другие южные штаты — там настоящий бум. Многие люди видят техасский Хьюстон как центр энергетики. Это правда. Но там же сосредоточены самые технологичные штуки в Америке. Невероятная концентрация программистов и ИТ. И эта новая модель роста много обещает. У какой еще страны столько же энергоресурсов, сколько в Америке? У какой еще страны столько отличных исследовательских университетов? Сложите все это вместе, и картина может оказаться не столь мрачной, как многие думают. Это луч света в экономическое будущее.
Хайтек идет в города
Есть такая идея, что инженеры предпочитают жить неподалеку от пригородных офисов, водить быстрые машины. И эта прослойка, конечно, важна. Но мы обнаружили, что в Сан-Франциско уровень венчурной и стартаперской активности выше, чем в Кремниевой Долине. А Нью-Йорк меня просто потрясает. Я делал исследование венчурного капитала в середине 1980-х, и мы увидели, что Нью-Йорк экспортирует весь свой венчурный капитал. Это финансовый центр, но он выводил эти деньги в Кремниевую Долину, в Бостон. Сегодня это второй или третий по важности венчурный центр в Америке.
То же самое происходит в Лондоне. И в Берлине, который, как многие считали, сильно отстает. Так что мы видим взлет городского хайтека. Да, большие компании — Google, Yahoo! и так далее — строят свои кампусы далеко от городов. Но маленькие компании не могут себе этого позволить. У Джейн Джекобс была отличная фраза: «Новым идеям нужны старые здания». Так что мы возвращаемся к истокам городской технологической революции.
Человеческий императив
Раньше города затягивали к себе штаб-квартиры компаний, заводы. Компании — это важно, но теперь надо смотреть на людей. Для экономического развития нужно привлекать и зазывать к себе людей. Нью-Йорк или Лондон не обязательно должны быть суперурбанистическими. Им есть чему поучиться у Сиэтла, Барселоны и других зеленых городов. Президент Нью-Йоркского университета Джон Секстон сказал, что города — это столицы идей. Думаю, это составляющая новой стратегии экономического развития: привлекать людей и создавать важные активы, благодаря которым в вашем городе удобно жить, удобно играть в свою игру.
Проблема 66%
Примерно треть тех рабочих мест, что создается в Америке — это достойные, высокооплачиваемые, интеллектуальные рабочие места, где в среднем платят по $75 000 в год. Но больше всего новых рабочих мест — это низкооплачиваемые сервисные позиции, это 66% людей, которые остаются за пределами экономики знаний. В результате города распадаются, фрагментируются. В одних зонах концентрируются преимущества, в других — недостатки. Если вы застряли в одном из тех районов, где сконцентрированы минусы, это приговор. У вас нет доступа к хорошим школам, к культурным лестницам, к нормальным учителям, к нормальной работе. То есть нам нужно не только модернизировать бедные районы — нам нужно модернизировать сервисные рабочие места. Вот моя мантра.
Оригинал поста — www.mckinsey.com/insights/urbanization/building_the_creative_economy_an_interview_with_richard_florida