«Пожалуйста, оденьтесь — мы должны выйти через пять минут, — умоляла я в 20-й раз, и мое терпение заканчивалось. — Вам еще нужно почистить зубы. А вы не собрали свои рюкзаки! Мы снова опоздаем в школу».
Таким было типичное утро буднего дня у нас дома в прошлом году. К сожалению, мои первоклассник и третьеклассник никак не могли привыкнуть к утреннему распорядку. У нас троих — синдром дефицита внимания и гиперактивности, и нам сложно управлять временем и быть исполнительными. В результате мои дети опаздывали в школу — очень часто.
В последний месяц учебного года, когда я была уже на грани, меня вызвали к директору, чтобы обсудить чрезмерные опоздания моих детей, и я поняла, что нужно что-то менять. К счастью, директор оказалась понимающей, и к концу нашей встречи у меня появилась идея. К первому школьному дню в этом году я полностью изменила нашу жизнь — по утрам и вечерам.
Я достигла этого благодаря тому, что плачу своим детям за выполнение основных жизненных задач. В поведенческой психологии это называется позитивное подкрепление. И это работает.
Почему это работает
«Позитивное подкрепление усиливает позитивное поведение положительной реакцией, что повышает вероятность того, что человек будет так же вести себя в будущем, — говорит специалист по поведению Лорен Мосбэк. — Это может быть что угодно, начиная от словесной похвалы и поощрения до предложения ощутимой награды».
Я делаю и то, и другое. Я хвалю своих детей за множество простых вещей, которые они делают хорошо, и награждаю их деньгами за поведение, которое хочу сформировать. Например, всякий раз, когда мои дети слушаются или делают что-то хорошо, я хвалю их. Но я также использую персонализированные таблицы ответственности, чтобы они могли вовремя приходить в школу. Выполняя задачи, они отмечают их и зарабатывают деньги.
«Одно из главных волнений со стороны родителей звучит так: «Разве это не подкуп?», — говорит психолог Синди Грэм. — В основном да. Но затем я спрашиваю их, сколько взрослых пойдут и будут работать по доброй воле, если им не будут платить зарплату. Поощрение заложено в нас по умолчанию. Нам платят, чтобы мы ходили на работу. Мы не делаем это бесплатно, даже если это нужно обществу. Дети ничем не отличаются».
Позитивное подкрепление может также помочь устранить требовательное поведение (когда ребенок прерывает вас во время телефонного разговора), реакции избегания (находить другие занятия вместо того, чтобы готовиться к школе), требования доступа (желание получить конкретную игрушку или пойти гулять с друзьями) и даже агрессивное или жестокое поведение.
«Часто случается, что мы непреднамеренно и постоянно усиливаем все негативные вещи —указываем на то, что они делают неправильно, — говорит психолог Николь Беркенс. — Мы слишком много внимания уделяем этой проблеме, вместо того, чтобы сосредоточиться на том, что мы хотим получить и чего хотим видеть больше».
По словам Мосбек, если говорить «нет» или «перестань», это не исправит плохое поведение, потому что ребенок, особенно маленький, может не знать, как нужно правильно вести себя в этой ситуации. Их надо учить. Использование позитивного подкрепления учит этому правильному поведению, повышает самооценку и вероятность того, что они повторят это поведение.
Один из вариантов — создать таблицу вознаграждений с четким объяснением ожидаемого поведения. Чтобы исправить определенное плохое поведение, Беркенс рекомендует вознаграждать положительное поведение за 15-минутные интервалы — дети получают отметки за каждый блок времени, в течение которого ведут себя хорошо. Когда у них начинает получаться, медленно увеличивайте продолжительность.
Моя таблица положительного подкрепления
Моим детям требовалось больше структуры для соблюдения распорядка дня, поэтому я создала график, в котором разбила общую цель сбора в школу на маленькие шаги, чтобы мои дети знали, чего от них ожидают. Я также определила, чего от них ждали каждый день.
Я записала задачи каждого утра и дня и добавила несколько новых пунктов. Теперь им нужно было заправлять постели, кормить собаку, заниматься музыкой, поддерживать порядок в своих комнатах и выбирать одежду накануне вечером. Амбициозно, знаю.
Затем я создала еженедельный график ответственности. Дни недели указаны вверху, а обязанности – внизу слева. Я сгруппировала несколько обязанностей вместе и назначила время завершения. Каждый раз, когда они выполняют группу заданий вовремя, они зарабатывают деньги в диапазоне от 10 до 25 центов.
Учите «язык позитива»
Согласно поведенческому психологу Эллиотту Яффе, используя позитивное подкрепление, нужно обходиться без слов «не», «нет», «не могу» и т.д — любых слов, содержащих «не». Я стремлюсь к этому, но пока это дело в процессе.
Когда я брала интервью у Яффы для этой истории, и описала ему свое утро. Моя дочь выполнила все в своей первой группе задач, кроме расчесывания. Она спустилась вниз с расческой, положила ее на кухонный стол и начала есть. Когда время для того, чтобы получить первую награду, истекло, я объяснила, что, поскольку она не причесалась до 7:20, она не заработала свои первые 15 центов за день. Но я сказала ей, что она наверняка сможет получить следующую награду.
Яффа поделился мыслями, как можно было лучше справиться с ситуацией.
«Во-первых, — сказал он, — вы нанесли ущерб словами «не сделала». В следующий раз спросите ее: «Что это у тебя в руке? Как это работает? Можешь показать мне?». Задавайте вопросы, чтобы не произносить вслух то, что она не расчесала волосы. Каждый раз, когда она отвечает правильно, можете сказать: «Отлично, это прекрасно». Вы настроили ее на три-четыре положительных результата за считанные секунды».
Создайте график, который вам подойдет
Положительное подкрепление изменило нашу жизнь. В этом году у нас дома меньше хаоса и больше спокойствия, а дети вовремя приходят в школу. Вот несколько советов по использованию этой системы.
Меняйте график при необходимости и будьте гибкими. Когда мы начинали, мои дети должны были выполнять девять заданий каждое утро, чтобы заработать свою награду. Когда они поняли, что не успевают все вовремя, они были обескуражены. Поэтому я выделила только три дедлайна с несколькими задачами в каждом. Если они выполнят все эти задачи за отведенное время, то получат вознаграждение. Некоторые из опрошенных мною экспертов предложили разбить его еще больше и вознаграждать за каждую задачу, выполненную в течение определенного периода времени, даже если они не выполнили все из них вовремя. И когда это необходимо, я гибко отношусь к количеству отведенного времени. Если моя дочь просит дополнительное время на домашнее задание, но она все время сосредоточена, она все равно сможет получить вознаграждение.
Выберите мотивирующее вознаграждение и давайте его часто. Наградой может быть все, что угодно — игрушки, наклейки, экранное время, особые привилегии или деньги. Некоторым детям может потребоваться вознаграждение немедленно, в то время как другим достаточно получать их раз в день. Я плачу своим детям один раз в неделю, но несколько экспертов рекомендовали мне перейти на ежедневное поощрение. Они объяснили, что если я выдаю награду несколько дней спустя, мои дети могут быть не так мотивированы на выполнение своих задач, потому что награда не связана напрямую с их работой по дому. Немедленное вознаграждение настроит их на успех.
Настройте свой график и сделайте его позитивным. Мой график на целую неделю помещается на одной странице. Два эксперта рекомендуют разбить его так, чтобы каждый день занимал по страничке — это сделает его более привлекательным. Для детей младшего возраста они рекомендуют яркие цвета и рисунки для иллюстрации каждой цели. Если вы не уверены, с чего начать, загляните в интернет. Найдите таблицу, которая отвечает вашим общим потребностям, затем измените ее. Поддерживайте позитив — пишите «говорить в позитивном тоне» или «держать руки и ноги при себе» вместо того, чтобы говорить «не будь груб» или «не бей своего брата». На графике не должно быть никаких слов, содержащих «не».