Любопытство — это движущая сила науки и во многих отношениях желанное качество. Но литература наполнена сказаниями, предупреждающими о чарующей опасности любопытства (например, Орфей навсегда теряет свою жену Эвридику после того, как уступает соблазну взглянуть на нее в подземном мире). В реальной жизни нам всем знакомо сожаление, которое может последовать, если мы уступим любопытству, – например, взглянуть на личное сообщение, нам не предназначенное, или прочитать телевизионный обзор, зная, что в нем есть спойлеры, или узнать, что бывает, если положить металл в микроволновую печь (никогда этого не делайте).
Почему любопытство имеет над нами такую власть? Один из ответов спрятан в мозге. В двух исследованиях о визуализации мозга, опубликованных в качестве препринта в bioRxiv — под названием «Голод знаний: как в мозге рождается неукротимая любознательность», — Джонни Кинг Лау и его коллеги показали, что любопытство, по-видимому, связано с тем же нейробиологическим процессом, что и физический голод.
Основа для исследований со сканированием мозга была заложена в небольшом поведенческом эксперименте, в котором голодным добровольцам показывали либо фокусы, либо фотографии соблазнительной пищи, а затем демонстрировали лотерейный барабан. Это колесо фортуны было визуальным выражением случайности игры. Если они выигрывали, в конце эксперимента им представлялась возможность выбрать — узнать секрет фокуса или поесть; если проигрывали, то получали мягкий, но неприятный удар электрическим током. В каждой попытке добровольцы оценивали свое любопытство в отношении фокуса или чувство голода, а затем выбирали, сыграть в лотерею или нет.
Главный вывод заключался в том, что и любопытство, и голод влияли на решение участников. Добровольцы чаще выбирали лотерею, когда им было более любопытно узнать о фокусе или сильнее хотелось вкусной еды, даже если был риск получить удар электрическим током.
Это привело Лау и его коллег к гипотезе, что любопытство пробуждает физиологическое желание или тягу, похожую на голод. Чтобы проверить это, они повторили эксперимент с большим количеством добровольцев и на этот раз отсканировали их мозг. Результаты показали: когда участники решали принять участие в лотерее, независимо от того, из любопытства или от голода, больше активности наблюдалось в ключевой области мозга, известной как стриатум, который связан с мотивацией и вознаграждением. Более того, когда участников вынуждали сыграть в лотерею, у них наблюдался больший разрыв между стриатумом и сенсомоторной корой, что, возможно, связано со снижением риска физического воздействия (я бы оговорился: всегда сложно интерпретировать функциональное значение активности мозга, особенно в исследовательской работе такого рода, поэтому эту интерпретацию, вероятно, следует считать условной).
Похожие результаты были получены и во время второго исследования, в котором любопытство провоцировалось интригующими вопросами, а не фокусами (типичный вопрос: «Единственная пища, которая никогда не портится?»). В этом случае, если участники решали сыграть в лотерею и выигрывали, они увеличивали свой шанс узнать ответ. Опять же, когда люди выбирали лотерею для удовлетворения любопытства или голода, это было связано с большей активностью в стриатуме и большим расхождением между стриатумом и сенсомоторной корой.
Команда Лау пришла к выводу, что «любопытство влияет на принятие решений, навязывая тот же процесс мотивации, что и внешняя награда (например, еда)». Больше можно прочитать в полной версии статьи, которая еще не завершена.