Зрительный контакт — один из главных врожденных инстинктов. В большинстве культур глаза становятся первым объектом, на котором мы фокусируемся при встрече. Поэтому каждому, кто выступает перед группой людей, приходится учиться владеть не только голосом, мимикой и жестами, но и своим взглядом. Джей Салливан, автор книги «Проще говоря», которая выходит в издательстве «Альпина Паблишер», уверен, что многим ораторам не хватает этих навыков. Они совершают одну серьезную ошибку, которую, впрочем, легко исправить.
У каждого из нас есть врожденный инстинкт зрительного контакта с окружающими. Это наш способ установить связь. Глаза — в буквальном смысле первое, на чем мы сосредотачиваемся в жизни, и в большинстве культур они остаются первым объектом, на котором мы фокусируемся при встрече.
Мы все знаем, как важно смотреть на слушателей, выступая перед группой людей. К сожалению, слишком часто эту концепцию подают как «сканируйте аудиторию глазами. Устанавливайте зрительный контакт с возможно большим количеством людей». Этот подход не работает. Когда вы сканируете аудиторию, в мозг поступает слишком много информации. Вы замечаете, что один человек что-то машинально рисует, другой зевает, а третий проверяет почту в телефоне. И все это наш мозг пытается переварить.
Мозг — как компьютер. Когда в компьютер поступает слишком много информации, он зависает. Так же и мозг. Когда он зависает, в теле включается механизм защиты под называнием «бей или беги». Мозг чувствует угрозу и говорит телу: «Сейчас не время думать, время реагировать». Тело реагирует — защищает себя. В режиме «бей или беги» дыхание учащается, чтобы в кровь поступало больше кислорода. Пульс увеличивается, чтобы закачать больше крови в руки для драки и в ноги для бегства.
Теперь представьте себя перед аудиторией. Вы окинули глазами слушателей и погрузили себя в состояние паники.
Вы судорожно хватаете воздух. Вы готовы поклясться, что люди в первом ряду видят, как шевелится ваша рубашка, — ведь вы чувствуете, как сердце чуть не выпрыгивает из груди. Кровь приливает к рукам — они начинают потеть и дергаться, а также к ногам — поэтому вы начинаете переминаться с ноги на ногу. В общем, впечатление, далекое от присутствия уверенности. И все потому, что вы сканировали комнату глазами.
Ну а если нельзя сканировать, что же делать?
Смотрите на одного человека в течение одного предложения. Если вы остановите глаза на одном человеке в течение целой мысли, от пяти до семи секунд, вы получите сразу несколько преимуществ.
Во-первых, вы расслабитесь. Если вы обращаетесь лишь к одному слушателю, независимо от того, сколько всего их в комнате, вы автоматически успокаиваетесь. Я регулярно выступаю перед Ассоциацией адвокатов города Нью-Йорка. Обычно в зале сидит около 200 человек, но я никогда не говорю с 200 людьми. Я обращаюсь к каждому по отдельности, по одному предложению. Остальные 199 просто находятся в комнате, но говорю я с одним человеком. До остальных очередь тоже дойдет. Сейчас я говорю с четвертым человеком в шестом ряду, я обращаю на него все свое внимание. Когда дело дойдет до других, я буду вести себя с ними точно так же.
Во-вторых, если вы смотрите на одного человека в течение целой мысли, вы не отвлекаетесь. Если я говорю с бородатым господином в последнем ряду, он единственный человек, на которого я смотрю и которым я в данный момент интересуюсь. Когда в этот момент через боковую дверь входит опоздавший, это не выбивает меня из колеи. Я продолжаю общаться с господином с бородкой.
В-третьих — и это самое важное, — благодаря тому, что вы удерживаете зрительный контакт с одним человеком на протяжении целой фразы, вы выстраиваете отношения с аудиторией. Когда вы сканируете зал глазами и пытаетесь говорить одновременно со всеми, в реальности вы не говорите ни с кем. Если вы общаетесь с одним человеком в течение целой мысли, вы выглядите более сосредоточенным, ваш голос звучит более уверенно и спокойно, и вы поддерживаете связь со слушателями. Вы передаете не только информацию, но и свое чувство ответственности перед аудиторией. Когда вы посвящаете каждому целую мысль, этим вы как будто говорите: «Мне важно, чтобы вы услышали мое сообщение». Вы доносите до конкретного человека свою преданность его интересам, а в течение целой речи — до всей аудитории. Это и значит быть со своей аудиторией.
Читайте подробнее о книге «Проще говоря» в базе «Идеономики».