Site icon Идеономика – Умные о главном

Как зарабатывать миллионы на предсказаниях взлета цен

Фото: David Hockney / Christie’s

Только что картину 81-летнего британского художника Дэвида Хокни «Портрет художника» («Бассейн с двумя фигурами») продали на аукционе послевоенного и современного искусства Christie’s в Нью-Йорке за рекордные $90,3 млн., и Хокни стал самым дорогим художником из ныне живущих.

Еще три-четыре года назад цены на его картины были средними — $8 млн за очень большой холст.

Но вдруг в мае этого года на торгах Sotheby’s полотно Хокни «Шоссе на Тихоокеанском побережье и Санта-Моника» ушло с молотка за $28,5 млн. А спустя несколько месяцев цена на «Бассейн с двумя фигурами» улетела аж за $90 млн. Эта картина 1972 года с первоначальной ценой $18 тыс, была выставлена с первоначальной ценой в 1000 раз больше ($18 млн). А продана была всего за 9 минут, взлетев в цене до $80 млн (что вместе с комиссионными и составило $90,3 млн.).

Апофеоз торгов за картину Дэвида Хокни «Портрет художника» («Бассейн с двумя фигурами»). Courtesy of Christie’s Images Ltd.

Что заставило за год скакнуть цены на картины Хокни на порядок?

Может, это дело рук Christie’s?

Или они что-то узнали о росте цены и просто отыграли этот тренд?

И принципиальный вопрос (ценой в многие миллионы долларов):

✔️ Можно ли заранее знать, когда скакнут цены на картины тех или иных художников?

Это ведь даже круче знания, когда подорожают акции. Ведь нынче цены картин топовых современных художников — уже десятки миллионов долларов.

Новое прорывное исследование доказывает, что это уже возможно. Причем весьма точно и за 1–2 года до взлета цен.

___ ___ ___

По словам сопредседателя департамента послевоенного и современного искусства Christie’s Алекса Роттера, 

«… еще три-четыре года назад цены на картины Хокни были весьма средними и никогда не поднимались до уровня Бэкона, Уорхола или Лихтенштейна. Но все изменилось после невероятно успешной ретроспективы Хокни, которая прошла в 2017 году в парижском Центре Помпиду, лондонской галерее Тейт и нью-йоркском музее Метрополитен».

Возникает вопрос:

Возможно ли предсказание взлетов репутации художников в зависимости от траектории проведения его выставок в сложной и запутанной сети галерей и музеев?

Из новой работы «сетевого Эйнштейна» Альберта-Ласло Барабаши следует, что это вполне возможно.

___ ___ ___

Только что опубликованная журналом Science работа «Quantifying reputation and success in art»— очередной прорыв в разрабатываемой Барабаши уже не первый год новой «Науке успеха».

Еще 10 лет назад Барабаши доказал, что мир — это сеть, и наш успех зависит от нашего положения и связей в этой сети. Звучит банально? В общем, да.

Но предсказательная фишка в том, как правильно структурировать сеть и какой моделью описать рост успеха при изменении нашего положения в сети.

Для некоторых видов деятельности это оказалось не очень сложно.

Например, для писателей и музыкантов.

Для писателей Барабаши выявил универсальный паттерн динамики продаж бестселлеров и универсальную модель «всемподходящести», «бурнопродажности» и «быстроприедаемости» любой книги (подробней см. «Формула бестселлера»).

Долгота жизни бестселлеров. Источник https://goo.gl/NJCXiG

Карьерный путь музыкантов оказалось также возможным выявить и предсказать. Для этого потребовалось построить мировую сеть концертных площадок и определить (путем датамайнинга) «карму» (прибавку репутации), получаемую исполнителем от концерта на каждой из площадок. Эту работу по лекалам Барабаши выполнили исследователи Лаборатории машинного интеллекта и науки о данных Института информационных наук при Университете Южной Калифорнии (подробней см. «Карьерный успех теперь можно предсказать по цифровым следам»)

Так музыканты оказались первой профессией, для которой стало возможным предсказывать карьерный путь со всеми его взлетами и падениями.

Траектория успеха (карьерная траектория) группы Future Islands согласно рейтингу успеха BiRank. Ось Y — рейтинг: чем ниже — тем лучше. Оценка BiRank прогнозирует рост популярности группы, кульминацией которого становится номинация «Прорывная группа года» в 2014 году, еще за 2 года до того предсказываемая расчетным рейтингом

Второй профессией с предсказуемой карьерой стали художники. 

В новой работе Барабаши использован подход, подобный примененному коллегами из Университета Южной Калифорнии

построить мировую сеть галерей и музеев и рассчитать «карму» (прибавку репутации) художника, выставившего свои работы в конкретной галерее или музее.

Мировая сеть галерей и музеев из работы Барабаши

Однако Барабаши пошел дальше, и помимо выявления «паттернов кармы» из анализа больших данных о карьерном пути тысяч артистов по сотням площадок, он построил аналитическую модель успеха художника, определяющую его траекторию в «пространстве успеха», наложенного на мировую сеть галерей и музеев.

В работе проанализированы карьерные пути 496 тысяч художников из 143 стран в течение 36 лет (1980–2016), выставлявших работы на 498 тысячах выставок в 16 тысячах галерей, 289 тысячах выставок в 7,5 тысячах музеев и 127 тысячах аукционов, проведенных 1239 аукционными домами.

Вот так выглядит список Top-100 галерей и музеев мира, отрейтингованных Барабаши по состоянию на 2017 год.

 
Тop-100 галерей и музеев мира

Результат получился поразительный — модель работает точно, как швейцарские часы. 

Цена картины определяется перемножением мультипликатора цены картины на среднерыночную стоимость картин предыдущего года.

Например, для картины «Алжирские женщины» Пабло Пикассо расчетная цена $179,365,000 получена умножением мультипликатора 3660 на среднюю рыночную цену предыдущего (исследованию) 2015 года.

Эту сумасшедшую цену можете проверить здесь.

Картина «Алжирские женщины» Пабло Пикассо 

Что в итоге 

Было бы наивно думать, что исследование Барабаши открыло глаза мировым экспертам живописи, профессионалам-галеристам и докам-аукционистам, как можно предсказывать цены картин.

Они это и без высокой математики и больших данных знают, умеют и делают. 

Так, для примера — точную продажную цену в $80 млн. за «Портрет художника» («Бассейн с двумя фигурами») назвали до аукциона 8 из 10 опрошенных экспертов.

А чтобы установить (обосновать, подтвердить и поддерживать) цену в $20,6 млн за эту картину Роберта Римана «Мост», по-моему, даже у Барабаши мозгов бы не хватило.

 
Картина Роберта Римана «Мост». Источник Forbes

Но вот ведь в чем фишка!

Теперь ЛЮБОЙ из нас, обладая данными и моделью Барабаши (и то, и другое лежит в сети открыто), может предсказать мультипликатор роста цен на художника не хуже корифеев Sotheby’s, Christie’s, Phillips и всех остальных аукционных интеграторов (даже если придется оценивать картины, типа вышеприведенного шедевра «Мост»)

Чувствую, назревает то ли большой обвал, то ли кардинальный передел артрынка.

А все это «товарищи ученые, доценты с кандидатами» мутят!

___ ___ ___

P.S. Эта новая работа стала дополнительной рекламой мирового турне только что вышедшей (и сразу ставшей бестселлером месяца) книги Барабаши о изобретенной им науке успеха — «The Formula: The Universal Laws of Success».

И пока эту книгу не перевели, об её основных идеях можно прочесть в постах моего Телеграм-канала «Малоизвестное интересное» (или на его зеркалах на Medium и Дзене) с тэгом #ScienceOfSuccess.

Exit mobile version