Site icon Идеономика – Умные о главном

Помогите другим украсть вашу идею

Кадр из фильма "Одиннадцать друзей Оушена"

Было время, когда блог Рохита Бхаргава ежедневно посещали всего 25 человек. Но в мгновение ока все переменилось. Просмотры взлетели до небес только из-за того, что он позволил… «украсть» свою идею. О том, как сработал этот шаг, и почему не стоит ревностно относиться к авторству, Бхаргава, эксперт по брендингу и лидерству, рассказывает в книге «Всегда ешьте левой рукой», которая выходит в издательстве «Альпина Паблишер».

10 августа 2006 года я опубликовал пост под заглавием «Пять правил оптимизации сайта под социальные сети (Social Media Optimization — SMO)». В нем я описывал свою идею, которая, как мне казалось, могла бы лечь в основу нового метода цифрового маркетинга и дополнить собой уже вовсю раскрученную концепцию поисковой оптимизации (SEO). В течение нескольких часов ряд других уважаемых блогеров в сфере маркетинга поделились моим постом на своих страницах и даже озвучили свои предложения в комментариях к оригинальной записи.

За последующую неделю комментарии к этому посту оставили еще десятки человек. Какие-то блогеры начали переводить его на свои родные языки и делиться им с аудиторией в своих странах. Аналитика моего веб-сайта показала всплеск этого интереса в числовом выражении: среднее количество посещений моего блога взлетело до нескольких тысяч в день. Ситуация развивалась с такой скоростью, какая возможна только в интернете. Все больше людей обсуждали мою запись и давали на нее ссылки. Каждый день в сети появлялись десятки новых ее упоминаний, и Google, отдавая должное всей этой шумихе, стабильно добавлял моему посту кликов через поисковые запросы.

Но в связи со всем этим повышенным вниманием передо мной встал выбор. Стоит ли мне заявить права на эту идею, стать «специалистом по SMO» и переориентировать весь свой блог исключительно на эту тему? Нанять юриста и запатентовать термин?

Но была одна проблема: существует масса других тем, о которых мне нравится писать и говорить, и я бы в жизни не смог отказаться от них всех в пользу одной-единственной идеи. Поэтому я решил поступить прямо противоположным образом. Я собрал правила, которые предлагали другие люди, в новый пост и опубликовал его как дополнение к оригинальной записи. Я призвал всех брать эти правила, делать из них новые подборки и выкладывать снова. И предложил всем, кому интересна эта идея, писать о ней где угодно без всяких ограничений. За последующие несколько месяцев оригинальную запись цитировали так часто, что в итоге она стала одним из тех самых немногочисленных постов о бизнесе, которые в тот год вошли в топ-100. Благодаря всему этому трафику и интересу в следующем году мой блог вошел в список двадцати пяти лучших блогов о маркетинге в мире от журнала AdAge и даже попал на страницы The Wall Street Journal.

Писатели, музыканты, всевозможные артисты и многие-многие другие деятели, прославившиеся за последние десять лет, обязаны именно интернету своим прорывом и ростом аудитории. Кого ни возьми, будь то музыкант вроде Эда Ширана или звезда YouTube вроде Лилли Сингх, их путь к успеху, похоже, всегда начинается с того, что они выкладывают в свободном доступе свои идеи или свой контент и никак не препятствуют их дальнейшему распространению, вместо того чтобы ревностно оберегать их от любых посягательств.

Как приучить себя делиться заслугами

Подсказка №1: цените своих первых последователей

В своей популярной лекции о лидерстве для TED предприниматель Дерек Сиверс показывает видео, на котором парень в одиночестве танцует на лужайке безумный танец, но затем к нему присоединяется еще один человек и постепенно их окружает толпа из сотен людей, повторяющих те же забавные движения. На основе этого видео Сиверс всего за несколько минут объясняет значимость «первого последователя», которую мы зачастую упускаем из виду. Первый последователь — это, по словам Сиверса, «тот, кто превращает одинокого чудака в лидера». Но, чтобы это произошло, лидер должен принять этого первого последователя как равного себе. Иначе идея не приживется. Урок, который нужно вынести из этого простого видео и блестящей речи Сиверса, яснее ясного: если вы хотите пустить свои идеи в путешествие по миру, нужно отыскать для себя первых последователей, а затем принять их как соавторов своих идей.

Подсказка №2: сделайте так, чтобы поучаствовать было нетрудно

Разделять и распространять ваши идеи должно быть просто — э то главное условие их дальнейшего продвижения. Когда основатель обувной компании TOMS Shoes Блейк Майкоски только создавал свой бренд, он решил заложить в его основу простую идею: каждый, кто будет покупать у него пару ботинок, будет таким образом спонсировать вторую пару для нуждающегося человека. Никаких дополнительных шагов. Никаких галочек в пункте «Даю согласие» — приятный для вас самого благотворительный компонент включен в процесс приобретения обуви TOMS везде, где бы вы ее ни покупали. Прошло уже более десяти лет, и теперь эта филантропическая бизнес-модель «один к одному» изучается в рамках магистерских программ и используется многими другими компаниями и благотворительными организациями от мала до велика.

Подсказка №3: выступайте за переосмысление

Изучая и распространяя вашу идею, люди неизбежно захотят внести в нее и свою лепту. Прекрасный пример бизнес-модели, основанной на интуитивном понимании этой истины, — сайт Quirky.com. Если у вас появилась идея какого-либо продукта, вы можете написать о ней на Quirky.com, и сообщество сайта поможет вам ее доработать. Лучшие из этих идей Quirky.com превращает в реальную продукцию, которую затем продает в розницу. Стимулом для сообщества служит то, что отчисления с продаж изготовленного продукта получают все — от автора изначальной идеи до того, кто предложил для него наилучшее название. Людей поощряют за то, что они высказывают свои соображения по поводу предложенных изобретений, — и в итоге все остаются в выигрыше.

Читайте подробнее о книге «Всегда ешьте левой рукой» в базе «Идеономики».

Exit mobile version