Признайтесь честно: вы, как и я, оставили несколько ехидных комментариев в социальных сетях после семинара Тони Роббинса в Москве? Или, может быть, пошли на более кардинальные изменения и почистили френд-ленту в Facebook, разочаровавшись в людях, которые потратили несколько десятков (или даже сотен) тысяч рублей за то, чтобы вместе попрыгать? Все верно: вас не обвести вокруг пальца, вы никогда не ходите на мотивационные тренинги и считаете их ерундой.
Откровенно признаюсь: сегодня я могу шутить над шоу в «Олимпийском», но пятнадцать лет назад я сам скачивал видео Тони Роббинса и читал его мотивационные книги. Тогда у меня не было денег на обучение в серьезной бизнес-школе, но это был первый шаг на пути к изменениям, которые произошли внутри меня. Сегодня я уверен: массовый поход на подобное мероприятие – не индикатор коллективного безумия, а отличная новость для всех нас и нашего общества. И вот почему.
Обучение взрослых по Колбу
Полвека назад психолог Дэвид Колб, специалист по андрагогике, или обучению взрослых, разработал концепцию, которая сейчас повсеместно используется в бизнес-школах. Согласно Колбу, мы получаем новые знания, навыки и компетенции в четыре шага.
Первый шаг – конкретный опыт. Сначала мы что-то делаем или определенным образом симулируем реальное действие. Например, даем ребенку возможность самому попробовать чистить зубы или запрыгиваем на велосипед, начиная крутить педали и держа руль, еще не зная, как это делать. Или изучаем конкретный кейс, то есть анализируем чужой опыт, на семинаре.
Затем происходит рефлексия полученного опыта — осмысление сделанного и результата (например, упал с велосипеда). Если не осмыслить то, что произошло, и не понять, что было сделано не так, то получить опыт не удастся. А останется только масса неосмысленных действий и переживаний.
После того, как человек проанализировал новый опыт и понял, что сделал правильно, а что нет, рождается концепция, которая все объясняет. Это третий этап обучения по Колбу: обобщение. Мы поднимаемся на уровень теории и превращаем осмысленный и переработанный опыт в условную инструкцию о том, как действовать дальше.
Наконец, четвертый этап – активное экспериментирование, когда человек идет и применяет новые знания на практике. В результате опять появляется новый опыт, но уже свой собственный, который вновь необходимо проанализировать и отрефлексировать. Дальше продолжается движение по спирали вверх, от теории и анализа к практике.
Нельзя ничему научиться, не пройдя все стадии этого цикла и не ныряя из абстрактной области осмысления в конкретный опыт и обратно. Именно поэтому многие тренинги и короткие образовательные программы дают лишь кратковременный мотивационный эффект. На следующее утро у людей в голове почти ничего не остается, а через месяц им снова приходится идти в условный «Олимпийский».
Не все так плохо
Именно поэтому в бинес-школах больше всего не любят тренеров, хотя невсегда говорят об этом открыто. На коротких встречах, как правило, отсутствуют все необходимые этапы учебного цикла. Например, люди только выполняют какие-то упражнения, не осмысляя их и не подкрепляя концепциями (всевозможный тимбилдинг на свежем воздухе). Или, наоборот, только слушают абстрактную лекцию (классическая вузовская система). Иногда только разговаривают (классический коучинг).
Но даже если все четыре этапы обучения и уместить в один день, то эффект, скорее всего, будет незначительным. Новые привычки и новое мышление формируются за счет многократного повторения и осмысления новых действий — цикла Колба, растянутого на несколько месяцев или недель.
Конечно, хорошие тренеры прекрасно знают об этом и заставляют участников тренинга пройти через все этапы обучения. Они проводят тренинги в течение нескольких дней и используют огромное количество инструментов, от совместного движения и работы с массовой энергией до группового обсуждения и индивидуальной работы с человеком из зала. Но опасность в том, что после этот опыт может «сгореть», если его не концептуализировать и не осмыслить. Вместо нового знания сформируются лишь эмоции, которые — и это хорошая новость — смогут мотивировать человека на дальнейшее развитие и внутреннюю работу.
Чтобы все произошедшее на семинаре личностного роста не испарилось, на следующее утро надо сесть и обсудить это с другими участниками и желательно с участием тренера. А потом нужно сразу же пойти и применить новое знание на практике. Но подобное редко случается: ведь ответственность за осмысление и практику лежит на ученике и выходит за рамки тренинга.
Я — лучший коуч
Почти все мировые тренды приходят в Россию с опозданием на 10-15 лет. Например, недавно к нам пришла культура бега. Сейчас накрывает мода на органические продукты и ЗОЖ. В конце 1980-х пришла рок-музыка, а сейчас расцвел рэп.
То же самое происходит и с индустрией саморазвития и self-help. В США объем этой индустрии составляет 10 миллиардов долларов и постоянно растет. Для России это пока еще новый феномен, весь рынок до последнего времени состоял из отдельных энтузиастов и переводов книг популярных зарубежных авторов. Но ситуация меняется, появляется все больше книг о том, как изменить себя и мир, возникают доморощенные мотивационные спикеры, на подъеме коучинг (настолько, что слово «коуч» уже стало ругательным). За примерами успешных инфобизнесов вообще не надо далеко ходить. В России появилась критическая масса людей, которые задумываются о саморазвитии и об образовании и готовы за это платить. Успех мероприятия Тони Роббинса это только подтверждает.
Можно долго обсуждать, насколько эффективна и этична индустрия саморазвития и self-help на самом деле, где находится грань между образованием и эмоциональной накачкой. Но стоит признать одно: если поход на тренинг позволит человеку что-то про себя понять, двинуться дальше (прочитать еще одну книгу, изменить отношение к себе и другим людям, начать что-то делать иначе), значит, все это не зря. Иногда нужно сделать первый шаг и решиться на изменения. И для этого не обязательно тратить немалые деньги на серьезную образовательную программу в топовой бизнес-школе. Важно только не превращать тренера в мессию, а рассматривать его лишь как одного из множества учителей на извилистой дороге своей образовательной траектории.
Главное — помнить, что никакой великий спикер или топовая бизнес-школа ничему не научат, если вы сами не захотите этому научиться. Главным субъектом и объектом образования является сам человек. Все зависит от желания и возможностей приобретать новый опыт, осмыслять его и превращать в знания. Чтобы завтра поступать уже по-другому.