Site icon Идеономика – Умные о главном

Ищете интересную работу? Научитесь быть эксцентричнее!

Нил Берден – профессор бизнес-школы INSEAD.

В 1930-е годы немецкий психолог Хедвига фон Ресторф сделала важное, хотя и не слишком сногсшибательное открытие: вещи, которые чем-либо выделяются, запоминаются лучше, чем вещи типичные. Допустим, мы зачитали группе людей список слов, а потом попросили их вспомнить эти слова: яблоко, грузовик, ожерелье, помидор, стекло, собака, камень, зонтик, масло, ложка, Леди Гага, подушка, карандаш, шоколад, стол, банан, жук, суп, молоко, галстук.

Не надо быть известным немецким психологом, чтобы понять, что «Леди Гага» запоминается лучше, чем «масло». В этом контексте «Леди Гага» нетипична, поэтому эти слова и запомнят.

Теперь давайте посмотрим, как обычно нанимают людей на работу. Компания объявляет о вакансии; множество людей присылают резюме; часть соискателей проходят собеседования; группа менеджеров решает, кого из них нанять. Все, кто хоть как-то участвовал в этом процессе, знает, что по большей части дискуссия сводится к тому, что люди «запомнили» о кандидатах. Конечно, есть и конкретика (опыт в резюме, результаты тестов), но то, что отложилось в голове у людей, играет большую роль:

«Мне показалось, что он довольно высокомерен».

«Вообще-то он был чрезвычайно вежлив».

«Разве он не перебивал тебя несколько раз, когда ты задавал ему вопросы?»

«Нет, у него прекрасные манеры. Он всякий раз последним заходил и последним выходил из лифта, настоящий джентльмен».

«Ну, хорошо – может, мне вспомнился кто-то другой. А этот парень из лифта – не тот, что отпустил какие-то странные замечания о джазе?»

«Он самый».

«О, мне он понравился. Классный чувак».

В проигрыше оказываются «остальные ребята» – те, кому не удалось так ярко запомниться.

После сотен бесед со слушателями MBA, ищущими работу, я много чего усвоил. Один из выводов – что люди (во всяком случае, студенты на программах MBA) склонны как можно усерднее избегать риска. На собеседованиях они очень не хотят сделать или сказать что-то «странное». Но если вспомнить об открытии фрау Ресторф, то думаю, вы согласитесь, что эти консервативные ребята делают тактическую ошибку.

Оскар Уайлд в «Портрете Дориана Грея» заметил: лишь одно хуже, чем когда о тебе говорят – это когда о тебе не говорят. В той куче резюме, куда попало и ваше, наверняка перечисляются одни и те же или похожие университеты и т.д. Что тогда заставит людей вас запомнить и говорить о вас? Чем вы отличаетесь? Не тем, что у вас 10, а не 12 лет опыта. Не тем, что вы управляли 32, а не 16 сотрудниками. В чем вы реально особенны? Как вас запомнят? И запомнят ли вообще?

Леди Гага, как и Уайлд, это понимает, и как следствие, она весьма успешна. Она говорит: «Я помешана на том, чтобы быть не как все». Начнем с имени: кому-нибудь знакома некая Стефани Германотта?

Так как же показать, что вы – не из той толпы «всех остальных ребят»? Может, в ответ на вопрос, почему вы решили податься в инвестфонд, процитировать Джей-Зи вместо Уоррена Баффета (они, кстати, приятели). Может, сверкнуть пауком, вытатуированным на большом пальце. Может, напомнить, что два года после колледжа вы работали барменом в Камбодже. А может, просто быть собой, а не тем идеальным роботом, который, по вашему мнению, нужен работодателю.

Эффект Леди Гаги можно повторить. Не бойтесь выглядеть странными (скорее всего, вы именно таковы) – тогда вас хотя бы запомнят. А вы ведь понимаете, что лишь одно хуже, чем запомниться…

Оригинал поста – blogs.hbr.org/2013/11/the-value-of-being-the-weird-job-candidate/

Exit mobile version