Перед тем, как перейти к бомбической инструкции на тему «Как создать быстро растущий блог в Telegram», расскажу немного о себе. В бизнесе я семь лет, вот не очень интересный список моей деятельности: сервисы по ремонту техники, интернет-магазин, мини-кофейни, студия копирайтинга, полноценные кофейни, кальянные, строительство детских домиков, а сейчас открытие вегетарианского стрит-фуда… уффф, вот так жизнь помотала. А еще в 2014 году я хлопнул по столу кулаком, нажал на кнопку «создать блог» и опубликовал первый пост — конечно же, с тремя ошибками в одном слове.
За четыре года удалось привлечь 250 тысяч подписчиков, и проект — «Бизнес блог Алексея Корнелюка — Цель Forbes» — стал весьма популярным ресурсом, учитывая деловую тематику. Одну статью за 3-4 дня читают больше 100 тысяч человек. Согласитесь, неплохо для парня из Новосибирска, у которого не было никаких навыков в писательском мастерстве? Теперь я взялся еще и за Telegram-канал, и вроде неплохо получается. В этом тексте я расскажу, что и как именно делаю.
Как выбрать тематику и формат блога?
За свои 26 лет я, книжный задрот, прочел больше тысячи книг. Но память устроена таким образом, что если в течение жизни не используешь накопленные знания, часть из них самоликвидируются. Чтобы этого избежать, каждую прочитанную книгу нужно проговаривать вслух или обсуждать с друзьями. Так знания усваиваются в разы лучше, чем когда вы читаете и кладете книгу на полку.
Кроме того, за четыре года активного блогинга «ВКонтакте» я подустал постукивать по клавишам, набивая тексты, и решил совместить приятное с полезным. Так и родилась идея: читать крутые книги, а затем в формате аудиосообщений проговаривать их суть, выводы, которые я лично вынес, и то, как я советую эти знания использовать.
Результаты — развитие дикции, умение держать мысль на длинной дистанции и создание собственной шпаргалки из знаний, к которой я могу обращаться когда угодно. Полезные навыки для меня и профит для аудитории.
Как выбрать правильное направление для блога? Беритесь только за тему, которая интересна лично вам. Не гонитесь за коммерческими темами, про которые, казалось бы, легко писать – если вы в них не разбираетесь или вам скучно, то ничего не выйдет.
Организация процесса
Блог в ВК я веду уже 4 года, а Telegram-канал — пока месяц. Все посты в ВК пишу я сам, но со временем появился редактор, помогающий со стилистикой и грамотностью. На один пост у меня уходит от получаса до полутора часов в зависимости от настроения. Рекламные посты я вообще не трогаю: мне не нравится их писать, это делают специально нанятые редакторы.
В «Телеграме» и сложнее, и легче. Я не пишу текст – хватает того, что есть в ВК. Но я придумал подачу через аудиосообщения. Это определенная ответственность – в течение 10 минут мне нужно записать пересказ содержания целой книги. Я стараюсь говорить четко, без слов-паразитов, эканья, ненужных пауз. Иногда приходится делать по 5-6 дублей, пока не получится. Так что сама запись занимает до часа чистого времени. Но главное, конечно, это время на само чтение: большую сложную книгу я могу читать целую неделю, по ходу делая письменные пометки и выписки, чтобы потом создать полноценный пост.
Управление командой занимает час-другой в день: постановка задач, коммуникация, поиск новых людей. В команде, помимо текущих редакторов, есть люди, занимающиеся продвижением: это аналитик, выбирающий площадки для промо, координатор, организующий процесс и поддерживающий связь с людьми, редактор-цензор, курирующий контент. Финансами занимаюсь лично я: по присланным прайсам делаю переводы за рекламу, сохраняю скриншоты, веду отчетность.
Как создать и применить фирменный стиль?
Блог – это не только текст (или, как в случае с моим Telegram-каналом, звук), но еще и визуальная часть, оформление, которое передает смыслы и ощущение уникального фирменного стиля.
Скачанные картинки книг из интернета не годились, точнее, выглядели как винегрет. Блог же должен выглядеть приятно и опрятно. Минимализм и информативность — вот, пожалуй, правильный подход к оформлению.
Свой стиль оформления можно создать самостоятельно, если есть фотоаппарат и вкус, либо скачать из интернета так называемые mocap (это что-то вроде каркаса, на который можно натягивать нужную картинку). Большое количество готовых mocap’ов есть в свободном доступе и отлично подходят для занятых людей. При наличии навыка работы в Photoshop можно довольно быстро с этим разобраться.
С какой периодичностью постить контент?
Вы же понимаете, что это вопрос с подвохом? Идеальной формулы нет. Если контент очень ценен и полезен, его будут ждать, а значит, push-уведомления от вас — радость для читателя. Но если обновления выглядят навязчивыми, это будет многих раздражать.
Не нужно говорить просто ради разговора. Говорить нужно только тогда, когда есть что сказать. Знаю блогеров, которые писали «Ооо, мы победили Испанию в футболе!» Это абсолютно неинформативные посты. Правильно ли напоминать таким образом аудитории о себе? Скорее, нет – люди отпишутся, ведь вы тратите их время впустую.
В ВК каждую неделю я пишу 2-3 своих поста + рекламные посты. В Telegram-канале про интересные книги я публикую аудио примерно раз в неделю, ведь нужно время на прочтение книги и создание отзыва о ней. Чаще не получается.
В статье для блога должен быть баланс между ценностью (полезностью информации) и юмором и самоиронией. Зачем юмор? Он добавляет в текст соли, так мы удерживаем внимание читателя. Самоирония нужна, чтобы напомнить читателю, что мы живые люди, а не агрегаторы последних новостей, и значит, к нашему мнению стоит прислушаться.
Как привлекать подписчиков?
Черные схемы вроде накруток ботов пропускаю – совершенно бессмысленная вещь. Расскажу про рабочие схемы.
Когда я впервые купил рекламу в нескольких бизнесовых Telegram-каналах, то слегка удивился цене: в сообществе на 40 тысяч пользователей она может доходить до 100 тысяч рублей, в то время как в ВК в группе с миллионом подписчиков цена может быть 2 тысячи рублей.
Простая математика приводит к грустному выводу: цена на подписчика (а я говорю про вдумчивую, платежеспособную аудиторию) в Telegram выходит ну очень высокая, от 15 до 40 рублей за подписчика. При таком раскладе нужно думать, ДУМАТЬ и придумывать все более эффективные и белые модели продвижения блогов.
Я решил: почему бы не собрать группу начинающих блогеров, которые хотят создать свои первые группы, и набрать качественную аудиторию значительно дешевле, чем если бы они действовали в одиночку?
Это был чистой воды эксперимент, никто так никогда не делал (и правильно, это безумно сложно). Мы собрали 18 человек, каждый из которых вложил по 20 тысяч рублей в общий бюджет продвижения. Итого мы получили 360 тысяч + мои 40 тысяч, итого 400 тысяч. Эта сумма с помощью очень внимательного и вдумчивого аналитика распределялась на покупку рекламных постов в бизнес-группах. Трафик шёл на единую группу-донор, в которой был интересный читателям контент и анонсы групп участвующих в проекте блогеров. Таким образом, купленный один раз промо-пост работал на продвижение 18 каналов и исходной принадлежащей мне группы-донора.
Мы использовали как аудиопосты, так и текстовые. В среднем каждый из участников получил по 6 тысяч новых подписчиков при бюджете 20 тысяч рублей, цена за 1 читателя составила 3 рубля 34 копейки, что очень хороший результат для Telegram.
Как эффективно рекламировать свой блог?
Несколько простых советов:
- Учитесь на своих ошибках, экспериментируйте. Пишите разные промо-посты для внешних групп на той же платформе, где ведете блог. Тратьте небольшие бюджеты (до 1,5 тысяч рублей) на их продвижение, следите за эффективностью.
- Делайте посты максимально нативными. Не надо лишнего хвастовства а ля «я молодой предприниматель, вот 10 причин подписаться на меня». Лучше хорошо раскройте конкретную тему и в конце аккуратно напишите: «Кстати, рекомендую подписаться на мой блог, там много столь же годного контента». Качественный контент решает все!
- После того, как получите несколько постов, хорошо зарекомендовавших себя на тесте, вливайте в них бюджеты, рекламируйтесь их для более массовой аудитории. Тут можно тратить десятки тысяч рублей на промо одного поста в популярных группах, эти деньги окупятся в виде новых подписчиков.
Какова цель ведения блога? Сколько можно заработать?
Конечно, это игра вдолгую. Заводить блог, чтобы срубить бабки на короткой дистанции – тупиковая стратегия. Монетизировать блог возможно только после того, как вы получили лояльность со стороны своих читателей, а это требует времени и правильного контента, построенного на основе историй. Но со временем на блоге можно заработать вполне хорошие деньги – доверие читателей вернется к вам рублем.
Группа «ВКонтакте» приносит мне от 350 до 500 тысяч рублей выручки в месяц именно на рекламе. Блог в Telegram, который я только что создал и за месяц раскачал до 35 тысяч читателей, уже получает предложения от рекламодателей. За счёт качественной аудитории и правильного контента я ставлю цену в 20 тысяч рублей за рекламное место плюс 5 тысяч, если рекламодатель хочет, чтобы рекламный текст был написан нашими редакторами.
В целом ведение блога — это неплохая инвестиция в себя: биткоины — это, конечно, хорошо, но вечная игра в американские горки курса удручает. Вложение в персональный бренд — тренд нашего времени. Люди покупают у людей, а доверие приходит через узнавание и частое соприкосновение с контентом.