Скотт Макдауэлл – консультант, коуч, радиоведущий.
Если вам доверили руководить кем-то, это потребует от вас изменить подход к работе. Лидер не может позволить себе отгораживаться от других и говорить: «Это не моя задача». Руководителям приходится одновременно мыслить в краткосрочных и долгосрочных категориях и при этом вдохновлять окружающих на хорошую работу.
Но быть хорошим руководителем трудно, и непросто понять, каково это. Если вы недавно стали руководить, попробуйте принять три установки хорошего лидера:
1. Вам может казаться, что перед тем, как становиться руководителем, вы должны придумать заранее все идеи и до конца проработать направление работы. Не бойтесь: достаточно уметь направлять идеи в нужное русло. Вы должны быть не генератором, а проводником, и для идей, и для людей. То есть внимательно и ответственно управлять тем, что вам доверено.
2. Некоторые думают, что лидерство – это умение соглашаться, выбирать менее страшное из двух зол. Но лидерство – это не только такт. Вы как руководитель должны иметь точку зрения (и картину мира) и не бояться высказывать ее вслух. Говорите о том, что вам близко. Людей это притягивает. Если у вас нет горячего желания воплотить какую-то идею или решить проблему, у вас никогда этого и не выйдет.
3. Чтобы стать лидером, недостаточно преуспеть в чем-то одном. Нет, нужно как можно чаще ставить себя в некомфортные ситуации. Нужно растягивать пределы возможного и тренироваться в импровизации. Хороший руководитель находит удобство и спокойствие в любой ситуации, а этот навык развивается только тогда, когда вы систематически идете на разумный риск.
Новые руководители – это чаще всего бывшие одиночки, которым сегодня выпала некомфортная роль управлять другими. Порой кажется, вас сбросили с парашюта в чужой стране без воды и еды и предоставили самому себе. Первый шаг – принять, что вам предстоит учиться, и принять вызов. А затем вспомнить, что вы не единственный человек, кому предстояло через такое пройти.
Как ни странно для большинства людей, недавно ставших начальниками, зачастую самый эффективный метод лидерства – это отступить в сторону и позволить другим заняться делом. В гибких, творческих организациях работа строится на проектной основе, и руководят ей те, кто больше всего заинтересован и способен вести конкретный проект, независимо от возраста, стажа и должности. Чтобы превратиться в лидера, нужно принять на себя ответственность за проект, хотя бы совместную ответственность с кем-то еще.
Ответственность невероятно мотивирует, и она может привести к расцветанию талантов, которых вы и не ждали. Более того, она подталкивает к настоящей совместной и командной работе. Самое трудное – это расстаться с контролем. Это требует доверия, умения разумно распределять риски, терпимости к неудачам. Но это может принести и отличные результаты. В некоторых случаях это необходимый шаг в эволюции лидера. Чем быстрее вы попробуете поделиться властью с другими, тем полезнее для вас.
Управлять другими – это, кажется, колоссальная задача. К счастью, есть тактика, позволяющая делать самому меньше, но обращать внимание на большее.
Задавайте вопросы и слушайте.
Выясните, что по-настоящему мотивирует ваших сотрудников, что их больше всего увлекает (это, скорее всего, не деньги и не статус). Обратите внимание, как увязать работу с увлечениями конкретного сотрудника. Побуждайте к разговору о вдохновляющих людей темах и задавайте вопрос: «А что еще?»
Удержитесь от указаний и (опять-таки) продолжайте задавать вопросы.
Хотя готовность лидера давать указания – обычно полезный инструмент, иногда она оказывается обременением. Удивительно, как много информации можно получить, просто промолчав в нужный момент. Попытайтесь задать вопросы и позвольте сотрудникам самим разобраться в ситуации. Не надо говорить: «Это неправильно, потому что…» Лучше спрашивайте: «Что, по-твоему, нужно поменять?» или «Как, по-твоему, все прошло?» Это гораздо более мощный метод обучения, который дает новые идеи и укрепляет способность человека руководить.
Если вы наделяете кого-то ответственностью, отдавайте ее в полной мере.
Заранее определите свою роль в проекте. Надо ли с вами консультироваться перед принятием решения? Оставляете ли вы за собой какую-то ответственность, и если да, то за что? Когда что-то идет не так, очень трудно удержаться от того, чтобы не вмешаться в дело, даже если вы поручили ответственность за проект кому-то еще. Но самый правильный путь – это предложить свою помощь на случай необходимости и отступить в сторону. И придерживаться своего решения: ведь непоследовательный начальник доводит подчиненных до белого каления.
После каждого проекта делитесь своим мнением и спрашивайте мнение других.
По окончании работы выясните, что получилось, а что нет. Обратите внимание на пробелы в стиле работы подчиненного, на его страхи и подумайте, как их последовательно уменьшить. Давайте людям новые возможности по мере их возникновения и придумывайте «развивающие» проекты, связанные с интересами сотрудника.
Оригинал поста – 99u.com/articles/18661/shut-up-and-listen-and-other-advice-for-first-time-leaders