Site icon Идеономика – Умные о главном

Когда пессимисты работают лучше оптимистов

Адам Грант – профессор бизнес-школы Wharton и автор бестселлера Give And Take.

Распространено мнение, что если вы хотите достичь большой цели, то нужно думать позитивно. Представить, как вы организовали идеальную презентацию, и впитать в себя энергию аудитории. Вообразить идеальное собеседование и представить себя в состоянии нирваны, когда вам сделают предложение. Хотя эти стратегии кажутся убедительными, на деле они часто дают осечку. Многие из нас более успешны, когда мы сосредоточиваемся на причинах, почему мы можем проиграть.

В нескольких интересных исследованиях психологи Джули Норем и Нэнси Кантор сравнили стратегических оптимистов и склонных к уходу в оборону пессимистов. Если вы стратегический оптимист, вы воображаете наилучший из возможных исходов и затем с нетерпением планируете, как это все случится. Если вы защищающийся пессимист, то даже если вы были успешны в прошлом, вы знаете, что в этот раз все может быть иначе. Вы начинаете представлять все, что может пойти не так. Что, если я пролью кофе на рукав человеку, который ведет собеседование? Что, если я во время презентации вдруг начну говорить не на том языке? Что, если я забуду собственное имя?

Большинство людей думают, что оптимисты переиграют пессимистов, поскольку у них больше уверенности и выше ожидания. Норем и Кантор обнаружили, что защищающиеся пессимисты более тревожны и задают более низкие ожидания для себя в аналитических, языковых и творческих задачах. Но получается у них не хуже.

«Сначала я спросила, как этим людям удается добиваться успеха, несмотря на пессимизм, – пишет Норем. – И вскоре я начала понимать, что у них так все получается именно благодаря пессимизму – негативное отношение превратило тревогу в действие». Воображая худший исход, пессимисты мотивировали себя лучше готовиться и больше стараться.

Оптимисты и пессимисты добиваются успеха при разных сценариях. Если вы пессимист или хотите мотивировать такого человека, то самыми успешными оказываются довольно неожиданные сценарии.

1. Не насвистывайте во время работы

Хотя исследования показывают, что счастье делает нас более успешными, повышая нашу энергию и креативность, для пессимистов все может быть наоборот. Когда оптимисты и пессимисты играют в дартс, у них в среднем получается одинаково хорошо, но эффективнее всего они ведут себя при разных условиях. Одни люди перед игрой в дартс послушали расслабляющие записи («тихий шум волн на залитом солнцем море»). Другие воображали, как бросают дротик и промахиваются. Оптимисты на 30% точнее бросали дротики, если перед игрой расслаблялись, для пессимистов все было наоборот: они на 30% лучше попадали в цель, если перед игрой думали о негативном исходе. Когда пессимисты в хорошем настроении, у них наступает самоуспокоенность, у них больше нет той тревоги, которая обычно их мобилизует. Хотите саботировать работу пессимиста – доставьте ему радость.

2. Поощрение обескураживает

Мы считаем, что поощрять и ободрять людей – это правильно. Но не всегда. В одном эксперименте люди должны были нарисовать непростой рисунок. Перед задачей исследователь сказал половине участников, что посмотрел их университетские оценки, и добавил: «Учитывая, как у вас все хорошо получалось в прошлом, мне кажется, что вы будете уверены в себе. Вы, видимо, отлично справитесь с задачей». Эти слова слегка (на 14%) улучшили результаты стратегических оптимистов. Напротив, пессимисты, слыша такое ободрение, выступили значительно хуже (на 29%). Поощрение усилило их уверенность в себе, заглушило тревогу и помешало им задать низкие ожидания.

3. Просто будьте убоги

Порой, когда люди о чем-то тревожатся, мы рекомендуем отвлечься. И опять-таки пессимистам это не помогает. В еще одном эксперименте люди заполняли анкету о своем стиле работы, а потом выполняли математические задачи, предполагающие сложение и вычитание в уме. Оптимистам размышления о возможных исходах теста не помогли, а пессимистам – помогли. Когда пессимисты отвлекались прямо перед выполнением задания, их результаты были на 25% хуже, чем когда перед тестом они воображали самое худшее, что может произойти, и как они себя тогда будут чувствовать. Когда они выделяли время на волнения, это помогало им мотивировать себя.

4. Оставьте фантазии на потом

Исследования показывают, что позитивные фантазии отбивают охоту к достижениям: когда люди воображают, как сбрасывают вес или как вступают в отношения с понравившимся человеком, они с меньшей вероятностью реализуют эти фантазии. Кроме того, вероятность реализации снижается, когда мы говорим «Я сделаю это», чем когда спрашиваем себя: «Сделаю ли я это?»

Стакан должен быть наполовину пустой – и наполовину полный

В Америке любят оптимистов. Когда экономисты опросили больше тысячи американских CEO, оказалось, что больше 80% назвали себя большими оптимистами. Оптимисты добиваются успеха в профессиях, где требуется настойчивость и упорство. Например, оптимисты продавали страховок на 37% больше, чем пессимисты, и вероятность, что они бросят работу в первый же год, была вдвое ниже. Психолог Мартин Селигман говорит, что когда что-то идет не так, пессимисты воспринимают это как результат персональный (я ужасно выступаю на публике), постоянный (я не научусь делать это лучше) и всепроникающий (я потеряю уважение коллег и супруги или супруга). Оптимисты, напротив, понимают, что когда презентация не удается, вполне возможно, что аудитория не готова к главному выводу, или что нужно попрактиковаться и научиться выступать лучше, а еще – что можно добиться успеха в чем-то другом и закончить день приятным домашним ужином.

В то же время нам нужны пессимисты, чтобы предвидеть худшее и подготовить нас всех к нему. В среднем, как показывают исследования, люди, которые никогда не волнуются, на работе выступают хуже, чем те, кто волнуется хотя бы иногда. Исследования также показывают, что когда предприниматели чрезвычайно оптимистичны, их новые проекты приносят меньше доходов и растут медленнее, а когда руководители компаний весьма оптимистичны, они залезают в более опасные долги и чаще ставят компанию под угрозу. (Вот почему среди финансовых директоров гораздо меньше оптимистов, чем среди генеральных директоров.)

В конечном счете оба подхода опасны, если их довести до предела. Пессимизм превращается в фатализм, а оптимизм становится ядовитым. Надо уметь найти баланс между ними, совместить плюсы обоих подходов. Как пишет Ричард Пайн, «лучшие топ-менеджеры знают, что слишком много оптимизма – это опасно, что мудрый и продуктивный лидер находит баланс между безоблачными мечтами оптимистов и трезвой оценкой пессимистов. Лучший топ-менеджер – на четверть продавец, на четверть изобретатель, на четверть юрист и на четверть инженер».

Если вы из тех людей, что всегда советуют другим видеть позитив, вам стоит задуматься. Успех в жизни зависит не от того, мыслите ли вы позитивно или негативно, но от того, берете ли вы на вооружение стратегии, соответствующие вашему образу мысли. Как пишут психологи Хейди Грант Халворсон и Тори Хиггингс, главное – насколько одно подходит другому.

Ну а если вы защищающийся пессимист, то когда вас ждет действительно важное выступление или событие, стоит перебрать в уме свои слабости и еще раз зарядиться тревогой.

Оригинал поста – www.linkedin.com/today/post/article/20131015140307-69244073-the-positive-power-of-negative-thinking

Exit mobile version