Даже тот, кто не знаком с понятием «лифт настроения», точно катается на этом «лифте» каждый день. Он может долго держаться на верхних этажах радости, а потом рухнуть вниз из-за какой-то мелочи и раздавить своей тяжестью все самые светлые мысли, уверен бизнес-коуч, основатель компании Senn-Delaney Leadership Consulting Group Ларри Сенн. По его мнению, в основе нашего настроение лежат две привычки: мы часто обвиняем других и не умеем смотреть на вещи позитивно. В издательстве МИФ выходит его книга об этом — «Лифт настроения». «Идеономика» публикует отрывок из нее.
Несколько лет назад в аэропорту родного города я шел к самолету, держа в одной руке выпуск «Округ ориндж» газеты Los Angeles Times, а в другой — ручную кладь. Я заприметил интересную статью, и мне не терпелось поскорее сесть и углубиться в чтение. Подойдя к своему месту, я положил на него газету и стал пристраивать багаж на полке. Убрав сумку, я обнаружил, что газета исчезла: пассажир, занявший место рядом со мной, уже открыл ее и читал.
Лифт настроения тут же рухнул на этажи, маркированные «раздраженный/озлобленный» и «едкий/осуждающий». В мозгу тут же пронеслось: «Вот это наглость! Украсть мою газету! И ведь именно тогда, когда я сам хотел ее почитать!» Но я вовремя спохватился, пока лифт настроения не опустился еще ниже, на этаж «злобный/враждебно настроенный». Я сделал глубокий вдох, напомнил себе, что не стоит переживать из-за мелочей, и сел на место. Как только я это сделал, тут же обнаружил мою газету: она просто упала под сиденье. А мужчина, сидевший рядом, читал все это время свой экземпляр Times.
Правда, интересно, как быстро мозг готов обвинять в чем-то окружающих и придумывать причины их словам и поступкам, даже если в нашем распоряжении совсем мало — а то и вовсе нет — никаких доказательств? Да, люди иногда ошибаются, но то, что кажется намеренным злодеянием — проявление эгоизма, бессовестное поведение, подлость, — оказывается всего лишь недопониманием, незначительным промахом или просто невинным заблуждением. Иногда те, кого мы в чем-то обвиняем, совершенно не виноваты. Бывает, они признают свою вину, но, принося извинения, упоминают обстоятельства, которые сильно ее смягчают.
Однажды мне рассказали историю об активном защитнике природы, который поехал в Йосемитский национальный парк. Ставя автомобиль возле кемпинга, он заметил женщину, которая бросила что-то на землю рядом с мусорным баком. Рассвирепев, мужчина выскочил из машины и кинулся к ней, чтобы дать выход гневу. Но, оказавшись рядом, увидел, что она опирается на красно-белую тросточку. Женщина была слепой, но потрудилась найти специальный бак, чтобы выбросить мусор, и всего лишь немного промахнулась.
Сколько таких вещей, за секунду отправляющих наш лифт настроения на этаж «едкий/осуждающий», на самом деле не имели в основе ничего плохого? Некоторые при перестроении на дороге подрезают другие машины, потому что не осознают, насколько близко находятся. Важный проект невозможно закончить в срок из-за задержки с поставками, оттого что бланк заказа потерялся в почте. Безобидная офисная шутка об этих «надоедливых родителях мужа» может быть воспринята как довольно жестокое замечание со стороны того, чей любимый свекор недавно скончался от продолжительной болезни, о которой не знал коллега-шутник. Все мы когда-то делали или говорили то, о чем потом сожалели, особенно когда лифт настроения застревал на нижних этажах и мы находились в соответствующем расположении духа: «обеспокоенный/встревоженный», «готовый защищаться/неуверенный» или «задерганный/перегоревший». Мы можем стать социально неуклюжими и не осознавать влияния, которое оказываем на окружающих. Вопрос в следующем: могут ли те, чья судьба зависит от наших ошибок, найти в себе мудрость понять причины наших поступков, или предпочтут принимать все на свой счет, раздувая из небольшого непонимания настоящий серьезный конфликт?
Читайте подробнее о книге «Лифт настроения» в базе «Идеономики».