Теория сознания: как видеоигры меняют наш мозг

Теория сознания: как видеоигры меняют наш мозг

Компьютерные развлечения, в числе прочего, снижают социальную напряженность и борются с предубеждениями

Будущее
Иллюстрация: hedgewars.org

Компьютерные игры — вовсе не зло, подтверждают исследования.  Они способны повышать когнитивные способности, скорость реакции, а также умение брать на себя ответственность и работать в команде. Недавно ученые пришли к еще одному неожиданному выводу: игры развивают эмпатию. Об этом рассказывает гейм-дизайнер Джейн Макгонигал в книге «SuperBetter».Мы публикуем отрывок из этой книги, которая в ближайшее время выходит в издательстве «МИФ».

Вы можете сделать практически любого человека своим союзником — даже незнакомца, даже того, кому не нравитесь. Для этого нужно всего лишь сыграть с ним в игру.

Hedgewars — это милая и забавная видеоигра, несмотря на то что в ее названии есть слово wars (войны). Игрокам предлагается набрать армию из розовых ежей, чтобы сражаться в межгалактических битвах. Правила игры довольно просты, в нее можно играть на компьютере или мобильном телефоне. И, как недавно выяснили сотрудники Хельсинкского университета, она оказывает мощное воздействие на тело и ум человека.

Когда два человека играют в Hedgewars в одной комнате, между ними возникает, по словам доктора Михила Шовихарви-Спапе и доктора Никласа Раваха, «неврологическая и физиологическая связь». Мимика становится одинаковой, игроки начинают синхронно улыбаться, хмуриться и даже дышать. Их пульсы адаптируются к одному ритму. Но самое удивительное: синхронизируются их мозговые волны, так как нейроны начинают «отзеркаливать» друг друга. Все эти изменения происходят практически моментально, через несколько минут после начала игры.

Почему исследователей заинтересовали эти биологические связи? Как выяснилось, все четыре разновидности синхронизации — мимика лица, пульс, дыхание и мозговая деятельность — тесно связаны с возрастанием эмпатии и социальной привязанностью. Чем сильнее выражена степень синхронизации с человеком, тем больше он нам нравится. И тем больше вероятность, что мы окажем ему помощь в будущем.

Люди постоянно неосознанно подражают друг другу. Во время прогулки мы шагаем в ногу, не задумываясь улыбаемся в ответ на улыбку другого человека. Мы используем язык тела, чтобы наша поза соответствовала позе человека, который нам нравится. Когда мы биологически синхронизированы, эффективность от совместной работы возрастает, поскольку мы начинаем лучше предугадывать действия друг друга.

За счет чего во время игры так быстро и эффективно возникает физическая и духовная связь?

Настоящая особенность синхронизации в процессе игры наилучшим образом объясняется тем, что в психологии называют теорией сознания. Когда вы играете с другим человеком, вы уделяете много времени тому, чтобы предугадать его дальнейшие шаги. Чем сильнее выражена ваша способность точно смоделировать мысли второго игрока, тем успешнее вы сыграете. Для игры необходимы значительно большие усилия разума, чем при обычном социальном взаимодействии. Именно поэтому неврологические и физиологические связи образуются в процессе игры так быстро и легко.

Социологи из Наньянского технологического университета в Сингапуре изучали воздействие видеоигр в реальной жизни более 10 лет. Недавно они сделали главное открытие. Они обнаружили, что игра в Wii Bowling компании Nintendo с незнакомым человеком не только изменит ваше отношение к нему в лучшую сторону. Игра также изменит ваше отношение к любому человеку в целом мире, которого вы воспримете как своего партнера по игре.

Одна из крупнейших социальных проблем современного Сингапура — отчужденность между молодежью и пожилыми людьми. Могут ли игры решить эту распространенную социальную проблему? Чтобы это выяснить, исследователи провели следующий эксперимент. Они объединили студентов и пожилых людей в пары, которые должны были раз в неделю по 30 минут играть в видеоигры. После шести недель совместных игр в Wii Bowling пожилые люди и молодежь не только стали считать себя друзьями. Они вполне серьезно пересмотрели свое отношение к представителям противоположной возрастной категории. Молодые люди пришли к выводу, что им гораздо больше нравится старшее поколение в целом. А пожилые стали спокойнее относиться к общению с молодежью. И те и другие отметили, что вероятность социальных контактов с представителями противоположного поколения в будущем заметно возросла. Это заявление говорит об огромных изменениях в их психике.

Но принципиально важно другое: такого изменения в отношениях не наблюдалось в контрольной группе, где молодые и пожилые люди столько же времени проводили вместе за разговорами, просмотром телепередач или занятий творчеством. Они почувствовали симпатию друг к другу через шесть недель совместного общения, однако продолжали негативно относиться к остальным пожилым или молодым людям.

Читайте подробнее о книге «SuperBetter» в базе «Идеономики». 
 
Свежие материалы