Маршалл Голдсмит консультирует лучших управленцев США и мира и имеет звание самого влиятельного тренера по менеджменту по версии Thinkers50. Он — автор бестселлеров «Прыгни выше головы: 20 привычек, от которых нужно отказаться, чтобы покорить вершину успеха», «Mojo. Как его получить, как его сохранить и как вернуть, если вы его потеряли». Книги переведены на 30 языков и стали бестселлерами во многих странах. «Идеономика» спросила Голдсмита о качествах успешного менеджера, которые потребуются в будущем, чему стоит учить детей и каковы шансы неуспешного подростка стать успешным руководителем.
Маршалл, каковы главные качества эффективного менеджера будущего?
Важнее всего — умение спрашивать, слушать и делать проще. Лидерам будущего придется управлять работниками знаний: значит, вам придется спрашивать, слушать, чтобы учиться у них. Нельзя просто сказать, что нужно сделать вот это, а потом ждать, что они это сделают.
Какие личные качества должен развивать руководитель в эпоху цифровизации?
Во-первых, он должен глобально мыслить. Лидер будущего должен быть сосредоточен на глобальном мышлении, он должен смотреть на весь мир. Во-вторых, и это связано с первым качеством, нужно понимать людей из разных частей света и всевозможных культур и говорить на иностранных языках — тех, которые, безусловно, связаны со странами-лидерами. В-третьих, нужно понимать роль технологий в процессе управления. Не обязательно быть IT-специалистом, но нужно хорошо понимать, как технологии влияют на важные бизнес-тенденции, какие технологии появятся в будущем, нужно чувствовать цифровые тренды. Лидер будущего не сможет спрятаться от технологий. Ну и, наконец, это должен быть кто-то, кто умеет выстраивать команды и альянсы. Теперь это будет важнее для бизнеса, чем когда-либо.
Плюс, как я уже сказал, лидером будущего может стать тот, кто умеет спрашивать, слушать. В каком-то смысле этот человек — больше, чем посредник, но меньше, чем директор.
Должны ли современные родители учить детей менеджерским навыкам, или все-таки лучше им становиться узкими специалистами? Возможно, в будущем специалист будет более востребован, чем менеджер. Блогер может зарабатывать больше, чем главный редактор, а успешный футболист получает зарплату больше, чем директор его футбольного клуба…
Это довольно своеобразные примеры. Конечно, это отчасти правда — но только в определенных случаях, но это не работает повсеместно. Я думаю, что важно быть и тем, и другим: будьте специалистом, специализируйтесь, и будьте руководителем — лидером будущего. Большинство компаний работает по традиционной схеме: в них трудятся сотрудники и руководители, и менеджерам платят много, хотя важны и те, и другие. Вы можете быть специалистом, когда вы молоды, а позже, когда станете старше, будете менеджером.
Чему стоит уделять больше времени — образованию или практике, развитию личных навыков?
Я думаю, что в будущем люди будут постоянно учиться. Но это не значит, что в обычную школу можно не ходить и не нужно получать высшее образование. Нужно, но не нужно останавливаться, закончив университет. Просто по мере того, как меняется мир, вы должны постоянно обновлять свои знания и свои навыки. Одна из важных вещей в будущем — уметь учиться, осознавать, что постоянно нужно быть учеником, двигаясь по карьерной лестнице.
Что важнее для лидерства: качества, которые человек приобретает при обучении, или его природные, врожденные качества?
Меня часто спрашивают, становятся люди лидерами или рождаются. На самом деле гораздо важнее не это, а то, могут ли лидеры стать лучше. И ответ — определенно, да. Я провел исследование среди 248 000 человек, которое показывает, что лидеры всегда могут изучать и приобретать новые навыки. Один известный лидер, с которым я работал, сначала был ужаснейшим руководителем, но позже научился быть хорошим управленцем. Хотя, конечно, ему потребовалось время для того, чтобы научиться. Вы становитесь лучше и лучше, если учитесь
Ну а генетика, играет ли она какую-то значимую роль?
Я думаю, что важно и то, что дается при рождении, и то, что приобретается. Все равно придется учиться, даже если многое дано от рождения. Моя задача — помочь людям, которые уже являются лидерами, стать лучше.
Если говорить о подростках, можно ли посмотреть на них сегодня и предсказать, кто из них станет успешным руководителем и лидером в будущем?
Я думаю, это трудно предсказать. Как я уже сказал, некоторые менеджеры, с которыми я работал, сегодня — фантастические лидеры, но они были не были таковыми в молодости. У них не было нужных качеств, социальных навыков. Но это было до того, как они смогли стать уверенными в себе и более эффективными, научиться иначе взаимодействовать с другими.
То есть нужно тренироваться.
Всегда. Если вы хотите быть лидером, вам нужно постоянно учиться и расти.
Беседовала Светлана Романова.
Редакция благодарит за помощь в организации интервью компанию BBI.