Консалтинговая компания BCG выпустила ежегодный доклад о 50 самых инновационных компаниях мира, а сотрудники BCG Люк де Брабандер и Алан Айни написали в него заметку о нескольких надежных правилах, позволяющих этим компаниям придумывать и внедрять отличные идеи. Мы выбрали самое главное из этого материала.
Как замечал дважды нобелевский лауреат Линус Полинг, лучший способ придумать хорошую идею – это иметь массу идей. Многие топ-менеджеры скептически (что справедливо) относятся к безудержным креативам и мозговым штурмам. По нашему опыту, все эти собрания, где «все идеи хороши», редко приводят к чему-то полезному. И все же мы очень верим в генерацию идей, если она построена правильно. Для этого нужно потратить существенное время на подготовку, а также составить продуманный процесс отбора появляющихся идей. Исходя из нашей работы с множеством компаний из разных отраслей, мы выработали такие предложения по эффективному устройству этого процесса.
1. Усомнитесь в имеющихся идеях
Прежде всего определите те рамки, за которые вам так часто советуют выйти. Спросите себя: а кого мы называем своими клиентами и конкурентами? Что неявно подразумевается в вашей компании? И после этого подумайте, не стоит ли усомниться в каких-то из этих «истин». Как можно заново определить то, чем в действительности занимается ваша компания?
2. Задайте новые рамки
Попытка выйти за рамки часто не удается потому, что нашим мозгам нужны рамки, чтобы сосредоточиться. Значит, стимулировать креатив можно, задавая новые рамки для вашей команды. 25 лет назад Philips Electronics предприняла такое упражнение, и в компании осознали, что она может пойти по совсем другому пути. Сегодня порядка 40% доходов Philips дают медицинские аппараты. Успешный мозговой штурм – это не обязательно встреча, на которой появляется новая идея. Это может быть и встреча, на которой существующая концепция вдруг приобретает большой смысл.
3. Ищите разные подходы к данным
Рамки должны быть на чем-то основаны. И в каждой отрасли источники данных свои. Некоторые подходы – например, анализ мегатрендов и опросы потребителей – работают почти везде, другие требуют более узкого применения. Например, вам может подкинуть идей анализ интеллектуальной собственности – того, что ваши конкуренты придумали по части продуктов, процессов и маркетинга. Может быть полезен и сетевой анализ – нанесение на карту влиятельных экспертов и контрагентов.
4. Правильно ставьте вопрос
Хорошие вопросы – это вопросы узкие и конкретные. Вопрос типа «как нам продавать больше устройств» обычно приводит лишь к половинчатым решениям. Если же вы формулируете вопрос так, что он ставит под сомнение текущие представления, вы можете прийти к более радикальным выводам. А должны ли мы вообще быть «железной» компанией? Какие проблемы решают клиенты с нашими устройствами?
5. Выведите ограничения и критерии успеха
Ограничения помогают придумывать хорошие идеи, сосредоточиваясь на продуктивных направлениях. И они помогают понять критерии успеха. Мы видели, как многие компании вкладывают время, деньги и другие ресурсы в проработку большой массы идей, а потом выбирают из них те, что приносят лишь незначительные улучшения. Стоит заранее определиться с критериями отбора идей — например, это могут быть реалистичность, потенциальный финансовый эффект и риск.
6. Выделите достаточно времени
На обработку и уточнение идей нужно время. Самые базовые приоритеты можно расставить сразу – скажем, сократить число идей с сотен до десятков, – но оставшимся идеям, вероятно, потребуются дополнительная проработка и обоснование. Только после этого получится выбрать несколько самых полезных идей для дальнейшей работы и внедрения.