Джеффри Джеймс – автор одного из самых популярных в мире блогов по продажам на Inc.com и автор нескольких книг.
Это не рецензия на новый фильм о Стиве Джобсе, потому что: а) я не пишу рецензии и б) я его еще не видел. Однако если отзывы верны, то в фильме Джобс показан возвышающейся над всеми фигурой, в одиночку сделавшей Apple успешной.
Хочу возразить. С моей точки зрения, бывший глава Apple Джон Скалли как минимум в той же мере ответствен за успех Apple, как и Стив Джобс.
Вот график, показывающий выручку и прибыль Apple вплоть до тех славных дней, когда iPod стал мегабестселлером. Для ясности, я привязал моменты прихода и ухода двух топ-менеджеров к ближайшему отчетному году.
Синяя линия – выручка Apple в миллионах долларов, розовая – прибыль компании
Источники: Комиссия по биржам и ценным бумагам США, New York Times
Как вы видите, со Скалли во главе Apple испытала «безумно прекрасный» период роста, и в последний год его работы компания добилась большей выручки и прибыли, чем в первые семь лет после возвращения Джобса.
В это время Джобс пытался воплотить стратегию, которая, вероятно, стала бы стратегией Apple, если бы он остался в компании: компьютер NeXT, который стал столь ужасающим провалом, что статья в «википедии» о нем состоит всего из трех абзацев.
Возвращение Джобса в Apple стало результатом того, что Apple купила NeXT и операционную систему NeXT. Однако из последующих данных о выручке и прибыли Apple ясно, что ни Джобс, ни NeXT сами по себе не были способны изменить ход развития компании.
Обратите внимание: когда Скалли ушел из Apple, Macintosh был самым продаваемым брендом ПК, опережая IBM. Но через пять лет после возвращения Джобса Macintosh претерпел упадок и превратился в отсталую платформу.
Лишь в 2004 году, когда рванула комбинация iPod/iTunes, Apple добилась больших результатов, чем в годы Скалли.
Так что Скалли оказался столь же важен для нынешнего положения Apple, как и Джобс. Это Скалли запускал Newton – устройство, которое в итоге привело к созданию главных драйверов для Apple: iPod, iPhone и iPad.
Скалли представлял, что у каждого будет «личный цифровой помощник» (PDA – термин, который он использовал), который будет играть роль «навигатора по знаниям». То есть Скалли предвидел сегодняшнюю мобильную вычислительную среду.
Что важно, одним из первых решений Джобса после возвращения было прекращение выпуска Newton. И только когда он принял концепцию Скалли и воплотил ее в iPod, Apple начала свое феерическое восхождение.
Нет сомнений, что Джобс провел эту идею в реальность с помощью блестящих продуктов. Однако неясно, было бы это возможно, если бы у Apple к тому моменту не было опыта с Newton.
Более того, можно даже предположить, что попытка Джобса реализовать в Apple неудачную стратегию NeXT, вместо того, чтобы развивать Newton, могла отложить успех компании. Появился бы вообще у компании такой конкурент, как Android, если бы iPod вышел на рынок двумя годами ранее?
Несмотря на голливудское представление, с точки зрения бизнеса Джон Скалли был не менее успешным CEO Apple, чем Джобс – а может, и более успешным, если величие менеджера оценивать по тому фундаменту, что он закладывает на будущее.
Оригинал поста – www.inc.com/geoffrey-james/why-apple-won-john-sculley_1.html