Для миллиардера, который сам сколотил свое состояние, Илон Маск, похоже, мало что знает о том, как зарабатывать деньги — по крайней мере, для себя. По новым правилам, зарплата и компенсационный пакет генерального директора Tesla полностью зависит от способности Маска превратить начинающего автопроизводителя в одну из самых ценных компаний в мире, от долгосрочного роста рыночной стоимости, а также доходов и прибыли.
Работа Маска будет оплачиваться акционерными опционами, которые разделены на серию в 12 траншей на предстоящие 10 лет. Чтобы получить каждый из них, Маск должен достичь двух поставленных целей, одна из которых связана с рыночной стоимостью Tesla, а другая — с доходами и прибылью компании. Для каждого транша рыночная стоимость Tesla должна увеличиваться на $50 млрд. Если Маск сможет реализовать все 12 целей и увеличить текущую стоимость Tesla, составляющую $59 млрд, до поразительных $650 млрд, его премия может составить $55 млрд. Это хорошая для него новость.
Но, как сказал Маск The New York Times, «если в течение следующих 10 лет стоимость Tesla вырастет на 80 или 90%, то моя компенсация будет равна нулю». (Маск получает минимальную заработную плату в соответствии с законами Калифорнии, но он сказал Times, что не обналичивает чеки.)
Это, скажем так, сильный шаг. Times назвала это, возможно, «самым смелым планом оплаты в корпоративной истории». Впрочем, Business Insider посчитал его «бредовым». Потому что, несмотря на 17-кратное увеличение доли Tesla на рынке за последние несколько лет, она далека от прибыльности. В какой-то момент в прошлом году 14-летняя компания теряла около $8000 каждые 60 секунд, если верить Bloomberg News. У компании есть давняя склонность пропускать установленные дедлайны, иногда на несколько лет. Только в этом месяце Tesla отложила дату выпуска Model 3 — автомобиля, который может помочь компании стать прибыльной или разрушить ее, — во второй раз.
Компенсационный пакет еще должен быть одобрен акционерами, но если инвесторы согласятся с этим, для них это отличная новость: либо Tesla становится одной из самых успешных компаний в мире, либо экономит на зарплате генерального директора. Это потенциально полезно и для сотрудников, каждый из которых имеет в компании долю и, таким образом, лично заинтересован в ее успехе.
Но для компании, чья идентичность неизгладимо связана с ее генеральным директором, это грандиозная ставка на грандиозное будущее. Это подталкивает Маска к радикальному успеху, возможно, за счет создания стабильного, достаточно прибыльного бизнеса. Есть много причин думать, что Маск не сможет даже приблизить Tesla к этим целям — и совсем немногие думают, что сможет.
Начнем с того, что Tesla — не обычный автопроизводитель. Под руководством Маска вокруг нее выстроилась база поклонников, чья поддержка граничит с фанатизмом. Сотни тысяч людей внесли залог в $1000 за Model 3 в 2016 году — более чем за год до того, как была озвучена спецификация, представлен интерьер и названа окончательная цена. Компания смогла преодолеть финансовый кризис 2008 года, который заморозил венчурное финансирование и подорвал рынок автопродаж. Благодаря Tesla сменился популярный образ электромобиля — теперь это не гольфкар, а спортивный автомобиль. Компания создала первый полуавтономный автомобиль и впервые использовала беспроводное обновление программного обеспечения, чтобы улучшить уже проданные автомобили.
Отличная работа, но все это не может убедить акционеров, что Tesla в состоянии заработать кучу денег в автопромышленности — отрасли с вековой историей, где конкуренты давно освоили управление сложными цепочками поставок, умеют работать в условиях ограниченной прибыли и соблюдать дедлайны, и теперь они применяют эти глубокие знания для создания своего собственного продвинутого оборудования и полуавтономных функций.
Однако, возможно, что преимущества конкурентов не имеют значения. Tesla — не автопроизводитель, или, по крайней мере, не только автопроизводитель. Она хочет стать вертикально интегрированной энергетической компанией, которая продаст вам солнечные батареи, чтобы поставить их на крышу — и вы сможете производить свою собственную чистую энергию, использовать ее, чтобы получать сумасшедшее удовольствие от управления автомобилем, и сохранять остатки энергии в гигантской батарее производства Tesla. Чтобы подчеркнуть изменения, в феврале 2017 года Маск отбросил слово Motors из оригинального названия компании. Однако он не объяснил, как подобная вертикальная интеграция поможет Tesla в итоге.
Забудьте все это. Ничего из этого не имеет значения, потому что необычный компенсационный пакет Маска не делает ставку на Tesla как на автопроизводителя или на энергетический мегарынок. Это ставка на Илона Маска — провидца, человека, который видит невероятное будущее и заставляет людей поверить, что оно наступит.
Яркое сочетание предвидения и убедительности Маска все более привлекательно сейчас, потому что все вокруг меняется так быстро и неистово. Автомобили ездят сами. Все больше и больше людей не хотят владеть автомобилем. Во множестве стран идут к запрету двигателя внутреннего сгорания. Каждый генеральный директор в автомобильной отрасли знает об этом и ломает голову, как поставить свою компанию в выгодное положение или как минимум выжить. Сейчас легче представить мир без General Motors или Ford, чем в самые тяжелые дни рецессии.
Из-за этой шумихи и вышло, что срывы поставок Tesla и проблемы контроля качества имеют значение меньше, чем ее уже легендарная репутация по созданию того, что кажется невозможным: сделать электромобиль классным, сделать самоуправление реальным, превратить обычных граждан в армию суперфанатов. Другими словами, создание возможностей там, где другие их не видят. Стоит отметить, что Ford уволил генерального директора Марка Филдса в мае прошлого года главным образом потому, что он не смог предложить четкий путь в это новое будущее.
Никто не знает, как изменится мир автомобилей, энергии и мобильности в ближайшие несколько лет или десятилетий. Но если для того, чтобы понять, вам нужно сделать ставку на кого-то — и в процессе купаться в деньгах, — имеет смысл выбрать Tesla. Потому что, если компания ставит такие грандиозные цели, она будет достигать их не как автопроизводитель или поставщик энергии, а как компания, предлагающая вам будущее. И это будет сделано под руководством Маска, у которого, без сомнения, будет несколько убедительных идей, вероятно, не от мира сего, о том, что делать с его премией в $55 млрд.