Как написать книгу: 10 советов Джеймса Алтучера
Известный писатель и предприниматель делится опытом и призывает каждого заняться сочинительством
Лидерство СаморазвитиеМои первые четыре книги были такими отвратительными, такими надменными, фу!
А потом я написал и опубликовал 18 книг. Первые шесть были плохими. Может быть, больше. Возможно, первые восемь.
Моя жизнь была безоблачной: я жил в одном и том же доме 12 лет. Пошел в хороший колледж. Пошел в магистратуру.
Мой терапевт не согласен со мной, но я думаю, что мои родители любили меня.
Единственное мое плохое качество: я не вписывался ни в одну группу. И я ненавидел себя. Но не был достаточно честен, чтобы признать это.
Я попытался написать роман о ком-то, кто вписывается, о том человеке, которым я хотел быть.
Итак, мои первые четыре романа были ужасными и не были опубликованы. Мне было 22, 23, 24, а затем 25.
А потом моя жизнь изменилась.
Я начал работать в HBO и придумал проект под названием «3 am», в котором я брал интервью у людей в 3 часа ночи.
Я начал наблюдать более пугающую сторону жизни. Я начал встречаться с людьми, у которых не было надежды, которые не ждали помощи.
Одна из героинь, подвергшаяся насилию и издевательствам, никак не могла вписаться в нормальное «дневное» общество.
Другой парень, измученный расстройством Туретта и биполярным расстройством, а также отсутствием семьи, был молодым бездомным наркоманом, живущим вне системы.
Еще одна девушка, измученная сутенером, была вынуждена всю ночь стоять на автобусной остановке — единственной, куда приходили освободившиеся заключенные из тюрьмы острова Райкер.
Я смотрел и ничего не делал, когда она упала на землю после удара сутенера — за то, что она (ей было, возможно, лет 16) попыталась поговорить со мной.
Везде были тайные полицейские, но они ничего не делали.
Главное, что я узнал в три часа ночи: все лгали, чтобы выжить. Правда — это роскошь, которую мы — дневные люди — воспринимаем как нечто само собой разумеющееся.
Все, что я мог делать, это слушать. И писать о них.
А потом я потерял много денег и испугался, что не смогу прокормить своих детей. А потом я потерял отца. И дом. И, в некоторой степени, детей. Свою семью.
Мне было стыдно.
И я терял еще и еще. Только однажды я наконец спросил: Почему?
Моя жизнь стала очень грустной. Вот почему я придаю большое значение тому, что вы пишете «Я хочу умереть» в поисковой строке Google.
Я видел, как люди умирают на пике успеха. Потому что стресс убивает вас. И жизнь коротка. И они убили свое настоящее в надежде на будущее, которое так и не наступило.
Я становился одним из таких людей. Я болел. Я деградировал. Я был в отчаянии.
Я написал несколько книг о финансах, но это были еще не настоящие книги — книги, которые я считаю произведениями искусства. Вещи, которые я хотел сказать.
Тогда я стал честным. Я просто сказал правду.
Если правда — это роскошь, то дайте ее людям, потому что она будет выделяться. Дайте им всю вашу роскошь.
Замените «Христа» на «искусство» в «Послании к Филиппийцам»: «Я отказался от всякой лжи, отбросил ее как мусор, чтобы достичь, наконец, искусства».
В конце концов я написал книгу «Выбирай себя!» («Choose Yourself!»), продажи которой сейчас близки к миллиону экземпляров.
Я был счастлив написать эту книгу. Теперь я стараюсь спрашивать себя обо всем, о чем пишу: «Это правда?» И правда, наконец, освободила меня (клише, но так и есть).
Поэтому я написал больше подобных произведений. Я написал детскую книгу. И одну небольшую повесть. И еще пять книг.
Но…
В этом году впервые с 2003 года я не написал ни одной книги. У меня есть 18 книг. Их в общей сложности продано почти два миллиона экземпляров.
В этом году я сосредоточился на другом своем навязчивом интересе — комедии. Комедия — это боль, перенесенная в искусство. Грусть, превращающаяся в смех.
Я напишу книгу в следущем году.
В 2012 году я написал: «Каждый должен написать книгу».
Я говорил: «Книги — это новая визитная карточка», и я теперь вижу, как это говорят другие люди.
Мой хороший друг, Райан Холидей, недавно написал замечательную статью: «Пожалуйста, не пишите больше книг». Он тоже прав. Слишком много людей сейчас пишут книги в качестве «визитных карточек».
Но позвольте им это. У каждого есть история, которую можно рассказать. Поверьте мне.
В конце концов, один или два читателя у вас будет: напишите рассказ, который захотят прочитать ваши праправнуки. Зачем лишать их вашей прекрасной истории?
Книги существуют уже тысячи лет. Твиты — всего десять. Книги будут существовать через тысячи лет.
Так что пишите. Найдите тьму внутри себя. Вспомните, как вы искали любовь, и либо преуспели, либо потерпели неудачу. Расскажите своим праправнукам эту историю. Эта книга внутри вас. И каждый должен написать ее.
Эта книга может быть любовной историей, деловым рассказом, практическими советами, книгой о мелочах или романом ужасов. Но если речь идет о том, что 99,999% мира — это темнота, а вы обнаружили один редкий проблеск любви, то это будет хорошая книга.
Есть много советов о том, как написать книгу. Написать книгу не сложно. Возможно, сложно написать шедевр. Но это субъективно. Кто знает, что такое шедевр.
Единственный способ стать лучше в каком-то деле — делать его. Делать. Делать. Делать. Только и всего.
Так что отбросьте большинство советов по написанию книг. Многие люди дают советы, которым трудно следовать. Если бы я следовал какому-то из этих советов, у меня ничего не вышло бы.
Не следуйте даже моим советам. Это просто то, что делал я.
Но напишите книгу. А потом напишите две.
Вот как я написал 18 книг. И, может быть, напишу еще 18.
1. Читайте каждый день
Читайте хорошие книги. Хорошие авторы — ваши лучшие виртуальные наставники.
2. Пишите каждый день
Пишите хотя бы страницу.
Не знаете, что писать? Напишите список из десяти плохих идей. Напишите обо всем, что вы цените больше своей работы. Напишите одну вещь о каждом человеке, которого вы любите.
Запишите десять худших вещей, которые произошли в вашей жизни.
Пишите в течение десяти минут, не отрываясь, хотя бы о чем-нибудь, даже если это всего лишь «бла-бла-бла-бла» на десять минут.
Вы ДОЛЖНЫ практиковаться каждый день. Даже если получается отстойно.
Пишите по одной ужасной странице в день. Не пропускайте.
3. Самое худшее
Выберите худшее событие в своей жизни.
Начните с худшего момента в худшем событии. (Например, «И тогда я был пойман!» или «И потом я придумал хороший способ покончить с собой».)
Самая худшая вещь в вашей жизни, в этом году, в этом месяце. Cегодня.
Спросите человека, пережившего сердечный приступ: «Почему у вас случился сердечный приступ?»
Они никогда не ответят: «Забитые артерии». Никогда. 100%.
Они говорят: «Жена меня бросила». Или: «Работа стала более напряженной». Или: «Я расстроился из-за друзей».
Тело связано с вашей историей. Письмо исцеляет тело.
«Самое худшее событие» — это засоренная артерия вашей души.
4. Пишите плохо. Вам можно.
Не беспокойтесь о потоке. Каждый раз, когда вы застряли, вот что нужно делать: поставьте троеточие («…»), нажмите кнопку смены абзаца, и начните что-то новое.
Так были написаны лучшие книги в мире. Это форма диверсификации.
5. Правило 1-2%
Если вы пишете нон-фикшн, придумайте как можно больше названий глав. Не беспокойтесь, если они имеют мало общего с темой. Это ваш план.
В любом случае у вашей книги нет темы. Никому до этого нет дела. Даже лучшие читатели помнят только 1-2% книги.
6. Правильный финал
Заканчивайте на эффектной истории.
Люди помнят начало, конец и одну главу посередине — именно в этой последовательности. Сделайте эти три пункта болезненными.
Убейте себя в начале. Убейте себя посередине. Убейте себя в конце.
Даже если это книга о ботанике, космических пришельцах или книга для детей.
7. История героя
История героя в одном предложении: герой получает призыв к действию, испытывает страдания, поэтому вынужден принять его, отправляется в путешествие, сначала он не компетентен, а затем встречает все больше и больше людей, которые ему помогают, он попадает во власть антагониста один или два раза (во второй раз — более интенсивно), примерно на 2/3 или 3/4 пути, а затем возвращается обновленным, став лучше.
Так построены сюжеты «Звездных войн», «Библия», «Властелина колец», «Гарри Поттера», «Волшебника страны Оз», «Великого Гэтсби», «Фирмы», «На дороге» и любого великого произведения.
История героя фрактальна. Она может охватывать всю книгу. Главу. Абзац. Или твит.
Даже не открывайте рот, если вы не сможете сформулировать историю героя в одном предложении.
А еще… слушайте.
8. Тьма + капля любви = правда
Для любого сюжета: найдите что-то очень темное и грустное и найдите там одну жилку любви.
Это хорошо как для художественной, так и для документальной литературы. И даже для статьи на страничку.
9. Правило степлера
Напишите 30 отдельных статей. Напишите о 30 вещах, о которых никто никогда не говорил. Загляните в пункт «Худшая вещь» выше.
Соедините их как степлером. Это ваш первый черновик. Перепишите как минимум десять раз.
Я написал 100% своих книг таким образом, а вместе это почти 2 миллиона проданных экземпляров.
10. Напишите вторую книгу
Потому что это весело. Потому что вам есть, что еще рассказать.
Потому что я люблю вас и хочу узнать о вас больше.