Стив Возняк: сооснователь Apple, инвестор, удивительно неудачливый участник шоу «Танцы со звездами», активист инженерных сообществ, бывший учитель, любитель гаджетов, неунывающий шутник и поклонник дурацких каламбуров.
Я мог бы продолжить список, но давайте лучше обратимся к моей недавней беседе с Возняком и к его разносторонним советам и наблюдениям, в том числе о том, как повысить шансы на успех вашего стартапа, как важно иметь человека-практика в совете директоров и как произнести эфективную программную речь. Он также поделился своей простой формулой счастья и рассказал, почему любит Apple Watch, Chevy Bolt и (хотя, может быть, немного меньше) Tesla. Также в интервью есть его мысли об искусственном интеллекте, который он называет «продвинутый идиотизм».
Мика Соломон: Как представитель гаражного технологического предпринимательства, не могли бы вы поделиться идеей или двумя с предпринимателями, которые будут читать эту статью: что делать, чего избегать?
Стив Возняк: Если у вас нет технической подготовки, легко подумать, что ваши идеи для стартапов так же хороши, как и все остальные. Успех в бизнес-школе способствует этому мышлению: студентов учат, как придумывать идеи продуктов, как представлять эти идеи, как связать их с финансовой выгодой и т.д.
Проблема в том, что слишком часто этот процесс происходит отдельно от реальной практики, от людей, которые создавали вещи ради собственного удовольствия. Студент бизнес-школы часто думает, что нужно сначала найти финансирование, а затем уже технические ресурсы для завершения проекта.
Как можно преодолеть этот разрыв?
Важно привлекать практика или инженера, пусть даже человека, который умеет создавать вещи, но, возможно, никогда не учился в университете, в проработку концепции продукта. Так вы сможете обойти миллион других бизнес-студентов с такими же нереализованными идеями. Инженеры и практики всю жизнь решают проблемы, и они рассматривают решения в долгосрочной перспективе.
Есть ли еще какие-то подводные камни, с которыми сталкиваются предприниматели при разработке продукта и открытии своего дела?
Легко придумать продукт, который поможет хотя бы одному человеку, а затем оптимистично предположить, что это автоматически делает его выигрышным. Опасность заключается в игнорировании альтернатив и в переоценке вашей способности прогнозировать поведение реальных покупателей. Лучший маркетинг — это когда вы создаете продукт, который сами страстно хотите. Это не страсть найти что-то, что принесет деньги, а желание обладать и использовать что-то в своей жизни. Такой маркетинг позволяет создавать блестящие продукты: ведь вы не захотите создавать ужасный или сложный в использовании продукт, если сами будете его использовать.
Вы сейчас, кажется, чаще выступаете с программными речами о лидерстве. Мы с вами были основными докладчиками на последнем NextCon, где я увидел, как вы используете формат «беседы у камина». Можете ли вы помочь моим читателям, которым часто приходится выступать на публике, научиться вашему подходу?
Я пытаюсь услышать слова, которые произношу, а затем оцениваю, как бы я себя чувствовал, если бы услышал их в качестве слушателя. Такой же подход я использовал, будучи учителем (я 8 лет преподавал в 5-9 классах, наравне с другими учителями).
Сейчас я предпочитаю использовать формат «беседы у камина», но, готовясь к сольным выступлениям, каждый раз в 4 часа утра перед каждой речью я пишу новые наброски, чтобы быть креативным, а не повторять предыдущие выступления. Я не знаю, какие темы буду затрагивать, вплоть до дня события, потому что мне нужно прочувствовать, что подойдет этой аудитории в этот день. Иногда в разговорах с организаторами и другими ораторами или по пути на сцену мои ощущения о том, что понравится именно этим слушателям, меняются. Я никогда не пишу речь предложениями, только грубые наброски. Она должна быть естественной для меня.
Для «каминных бесед» важны отношения с интервьюером. [В этом формате Возняк общается с кем-то из организаторов мероприятия или спонсирующей компании.] Если вы нравитесь друг другу, это заметно.
Расскажите мне о своей простой формуле счастья и о том, как она помогала вам на протяжении многих лет. Бывало ли, что эта формула могла вас подвести?
Много лет назад я задумался об определении успеха в бизнесе, и в какой-то момент — всего на несколько секунд — я сравнил эту жизнь с одним из розыгрышей моих друзей. Жизнь — это не внешние символы успеха, жизнь — это то, насколько счастливы вы были. Именно тогда и появилась моя формула: счастье равняется числу улыбок минус число нахмуренных взглядов. Как и в моих проектах, мне нравится простота этой формулы. С тех пор я делаю все возможное, чтобы добавить юмора и удовольствия в свою продуктивную работу. Что касается хмурости, не буду спорить. Если кто-то думает иначе, он прав в своем мире, а я — в своем. Единственный человек, которого мне нужно было убедить, это я сам. Это относится и к тому, как могут быть спроектированы компьютеры и многое другое.
Мы убедили себя в том, что, если произойдут некоторые вещи, нам будет хуже, и это заставляет нас хмуриться. Я задумался и понял, что многие результаты, о которых люди переживают, на самом деле не изменят мою личную жизнь. Такая «беззаботность» дала мне то, чем мало кто может наслаждаться. Очень спокойная голова, которая не слишком долго остается без дела.
Не могу обойти в этом разговоре искусственный интеллект, поэтому, если вы не возражаете, давайте обратимся к нему прямо сейчас: есть ли у вас мысли об ИИ, которыми вы хотели бы поделиться?
Я всю жизнь думал о противостоянии компьютеров и людей, поэтому мне интересен каждый аспект развития ИИ. Я практичный человек и чувствую, что на самом деле мы приближаемся не к настоящему искусственному интеллекту, а возможно, к продвинутому идиотизму. То, что называется ИИ, не похоже на человеческий мозг, поэтому этот термин вводит в заблуждение. Машины могут делать все очень хорошо. Они выиграли эту войну против людей 200 лет назад в Манчестере, когда научились делать дешевую одежду. Теперь мы можем писать и говорить слова, которые, по-видимому, понимаются машинами, и машины могут научиться выполнять умственные задачи — например, играть, — лучше человеческого мозга. Но это происходит только благодаря программному обеспечению, написанному людьми, для достижения целей, поставленных программистами. Ни одна машина не может сесть и сказать: «Что мне делать сегодня?» Это было бы за гранью сингулярности. Мозг — это нечто большее, чем определенное количество информации, обрабатываемой за определенное время. Пока еще не понятно, как мозг структурирован.
Что для вас новое, захватывающее?
Все новые вещи мне интересны. Крошечные продукты, стоящие меньше $10, которые делают что-то фантастическое, может быть интересно показать другим.
Я все время был связан с последними компьютерными достижениям. В последнее время это касалось смартфонов. Но теперь мне больше интересно, что делают компании и правительства в отношении электрических и автономных автомобилей. Я также люблю пользоваться личными помощниками (Siri, Google Assistant, Bixby, Cortana, Alexa). Для меня ценно то, что сохраняет даже мельчайшие шаги в моей жизни.
У вас есть любимые технологии?
Две мои любимые технологии сейчас — это электромобиль Chevy Bolt и Apple Watch, — из-за влияния, которое они оказывают на мою жизнь. У меня есть Tesla, и я не представляю себе более удобной машины, но обычно я не покупаю такие дорогие автомобили. Bolt намного дешевле, что для меня всегда было важно в моих собственных проектах. Он не настолько функциональный, но у него есть другие преимущества: это машина для ежедневного использования «сел и поехал».
Как вы используете Apple Watch?
Когда вышли Apple Watch, я отнесся к ним немного скептически. У меня были потрясающие крутые часы с газоразрядным индикатором, которые я собирался носить до конца своей жизни. Все, на что были способны Apple Watch, мог дать мне и iPhone. Поэтому я был настроен скептически, но все же попробовал Apple Watch, и какое-то время носил двое часов (причем у меня возникла проблема в самолетах, где я слушаю музыку на старом iPod, который сделан в виде часов, но у меня нет третьего запястья!). Через некоторое время я прекратил носить старые часы, потому что с Apple Watch гораздо проще делать много полезных вещей, даже не доставая телефон.
Если мне предложат отказаться от Apple Watch, я скажу: «Только через мой труп». Поэтому, несмотря на мою симпатию ко многим последним телефонам на Android (Nexus 5x, Pixel, Galaxy S8+), моим телефоном может быть только iPhone — ради этих часов.
О чем еще я должен был бы спросить вас? И как бы вы ответили, если бы я спросил?
Есть сотни вещей, о которых вы должны были меня спросить. Извините, но это похоже на попытку вспомнить лучшую шутку, когда у меня их десятки. Это похоже на попытку выбрать любимую песню или фильм, когда есть так много вариантов.