Site icon Идеономика – Умные о главном

Слеза пассажира: как авиаперелеты влияют на тело и мозг

Кадр из фильма "Аэроплан"

Крошечный подпрыгивающий экран, дребезжащий звук и частые прерывания — просмотр фильма во время полета вряд ли дает эффект погружения.

Тем не менее, те, кто часто летает, могут заметить у себя — или хотя бы у окружающих, — склонность всплакнуть даже из-за самых безобидных фильмов во время долгого авиапутешествия. Даже беззаботные комедии, такие как «Би Муви: медовый заговор», «Девичник в Вегасе» или «Симпсоны», могут спровоцировать слезы у пассажиров, которые обычно не стали бы плакать, посмотрев их на земле.

Физик и телеведущий Брайан Кокс и музыкант Эд Ширан признались, что становятся немного более эмоциональными, когда смотрят фильмы в самолетах. По данным нового опроса, проведенного лондонским аэропортом Гатвик, 15% мужчин и 6% женщин с большей вероятностью заплачут при просмотре фильма в полете, чем если бы смотрели его дома.

Одна крупная авиакомпания даже выпустила «предупреждение об эмоциональном здоровье», утверждающее, что просмотр фильма в полете может расстроить пассажиров.

Существует много теорий о том, почему полет может сделать людей более склонными к слезам — печаль от расставания с близкими, волнение по поводу предстоящей поездки, тоска по дому. Но также есть доказательства, что повлиять на это может полет сам по себе.

Множество исследований подсказывают, что нахождение на высоте более 10 км над землей внутри запечатанной металлической трубы может привести к странным реакциям сознания, изменить настроение и работу чувств, и даже заставить нас больше чесаться.

«Раньше было не так много исследований этого вопроса, так как для здоровых людей это не представляет большой проблемы, — говорит Йохен Хинкельбейн, президент Немецкого общества аэрокосмической медицины и помощник медицинского директора по неотложной медицине в Университете Кельна. — Но поскольку воздушные путешествия стали дешевле и популярнее, пожилые и не совсем здоровые люди чаще путешествуют самолетами. Поэтому возникает больший интерес к этой области».

Хинкельбейн — один из немногих исследователей, которые изучают, как условия полета могут влиять на человеческое тело и разум.

Несомненно, что самолет — это необычное место для человека. Это загадочная среда, где давление воздуха сравнимо с нахождением на высоте около 2,4 км. Влажность ниже, чем в некоторых самых засушливых пустынях мира, в то время как воздух, подающийся в салон, охлаждается до 10° C, чтобы компенсировать избыточное тепло, выделяемое всеми корпусами и электроникой на борту.

Снижение давления воздуха во время полета может уменьшить количество кислорода в крови пассажиров на 6-25% — падение, при котором в больнице многие врачи начнут вводить кислород дополнительно. У здоровых пассажиров это не должно вызывать особых проблем, а вот на пожилых людей и людей с затрудненным дыханием это может оказать сильное воздействие.

Исследования показывают, что даже относительно умеренные уровни гипоксии (дефицита кислорода) могут изменить нашу способность ясно мыслить. При уровнях кислорода, эквивалентных высоте выше 3,6 км, у здоровых взрослых могут наблюдаться измеримые изменения в памяти, в способности выполнять расчеты и принимать решения. Вот почему авиационные правила гласят, что пилоты должны надеть кислородную маску, если давление воздуха в салоне выше, чем на высоте в 3,8 км.

Давление воздуха на высотах более 2,1 км увеличивает время реакции — плохие новости для тех, кто любит во время полета играть в компьютерные игры.

Некоторые исследования показывают, что может появляться небольшое снижение познавательной способности и логических рассуждений на уровнях кислорода равных 2,4 км, — как раз тех, что наблюдается в салоне самолета.

«Здоровый человек, будь то пилот или пассажир, не должен сталкиваться с когнитивными проблемами на этой высоте, — говорит Хинкелбейн. — Но если в салоне не совсем здоровые люди, пассажиры с гриппом или другими имеющимися заболеваниями, гипоксия может еще больше снизить насыщение кислородом, поэтому дефицит сознания становится заметным».

Хинкелбейн говорит, что умеренная гипоксия, которую мы испытываем во время полетов, может вызывать и другой, проще узнаваемый эффект — усталость. По данным исследований, кратковременное пребывание на высоте не менее 3 км может увеличить усталость, но у некоторых людей последствия могут проявляться на более низких высотах.

Еще один эффект низкого давления: снижение ночного видения на 5-10% на высотах всего в 1,5 км. Это связано с тем, что клетки фоторецептора в сетчатке, отвечающие за зрение в темноте, отчаянно нуждаются в кислороде.

Полет может сыграть свою шутку и с нашими чувствами. Сочетание низкого давления воздуха и влажности может снизить чувствительность вкусовых рецепторов к соли и сладкому приблизительно на 30%. Исследование, проведенное по заказу авиакомпании Lufthansa, также показало, что томатный сок во время полета кажется вкуснее.

Сухой воздух также снижает обоняние, что можно назвать везением, так как перепады давления приводят к тому, что люди чаще пускают газы.

Исследование австрийских ученых показало, что дальний полет может высушить нашу кожу на 37% и привести к зуду.

Низкий уровень давления воздуха и влажности также может усиливать эффект алкоголя и тяжесть последующего похмелья.

Плохие новости для тех, кто склонен к переживаниям: при гипоксии может вырасти уровень тревожности. Ряд исследований показал, что время на высоте может усилить негативные эмоции, сделать людей менее дружелюбными, снизить их энергетический уровень и повлиять на их способность справляться со стрессом.

«Мы показали, что некоторые аспекты настроения могут изменяться при воздействии давления в салоне, эквивалентном высоте 1,8-2,4 км», — говорит профессор эргономики Университета Массей Стивен Легг, изучающий влияние легкой гипоксии на людей. Это может частично объяснить, почему пассажиры в полете часто начинают плакать над фильмами, но большинство эффектов, обнаруженных исследователями, проявляется только на высотах, превышающих эшелоны движения коммерческих самолетов. Недавно Легг доказал, что умеренное обезвоживание, которое случается в полете, также может влиять на настроение.

При этом есть исследование, показывающее, что высота побуждает людей чувствовать себя счастливее.

Стивен Грёнинг, профессор кино и средств массовой информации Вашингтонского университета, считает, что такое счастье может проявляться слезами. Скука полета и облегчение, появляющееся благодаря кинофильму, в сочетании с уединением, олицетворенным маленьким экраном и наушниками, может привести к слезам радости, а не печали, говорит он.

Хинкельбейн раскрыл еще одно странное изменение в человеческом теле. Новое исследование, проведенное им совместно с коллегами из Кёльнского университета и еще не опубликованное, показало, что даже 30 минут в условиях, аналогичным полету на коммерческом авиалайнере, могут изменять в крови добровольцев баланс молекул, связанных с иммунной системой. Это говорит о том, что низкое давление воздуха может вызвать изменение в работе иммунной системы.

«Люди привыкли думать, что заболевают простудой или гриппом во время путешествия из-за смены климата, — говорит Хинкелбейн. — Но причиной может быть изменение иммунного ответа во время полета. Нам нужно исследовать это более подробно».

Если полеты действительно изменяют иммунную систему, то они не только делают нас более уязвимыми для инфекций, но и влияют на настроение. Считается, что рост воспалений, вызванных иммунной системой, связан с депрессией.

«Единичное введение вакцины может привести к ухудшению настроения, которое проходит примерно за 48 часов, — говорит Эд Баллмор, возглавляющий исследования по психиатрии в Кембриджском университете и изучающий, как иммунная система влияет на расстройства настроения. — Было бы интересно, если бы 12-часовой полет на другой конец света вызывал нечто подобное».

Оригинал

Exit mobile version