Эрик Шерман – автор The Wall Street Journal, Fortune и CBS MoneyWatch.
Умение принимать решения – ключевой навык бизнесмена, и предприниматели часто гордятся своей решительностью. Но как объясняли профессор Стэнфордской школы бизнеса Чип Хит и консультант McKinsey Оливье Сибони в недавнем McKinsey Quarterly, бизнесмены часто принимают плохие решения как по личным, так и по системным причинам.
Чтобы вести бизнес умнее и эффективнее, попробуйте учесть вот эти четыре главных вывода из дискуссии.
1. Предвзятость повсюду – даже вы предвзяты.
Принимая решения, чрезвычайно важно учитывать предвзятость и предубеждения. Иначе вы можете выбрать решение совсем не для той проблемы, которая вас волнует. Но полностью устранить предвзятость – это совершенно невозможно. Если вы в курсе собственных предубеждений, это еще не значит, что вы тем самым освобождаетесь от них. Нужна система, которая помешает вашей предвзятости взять верх.
Никто не хочет и думать о том, что он предвзят, это слово ассоциируется с чем-то очень негативным. Лучше называйте это, как выразился Сибони, «предсказуемыми ошибками», которые люди допускают при планировании (например, слишком увлекаются прошлогодней статистикой). Язык дает возможность назвать это иначе: это и звучит более приятно, и по существу более конкретно и практично.
2. Вы не так умны, как вам кажется.
Возможно, главная проблема при принятии решений – это представление деловых людей, что они единственные, кто принимает решения, и что так и должно быть. Но, как отмечает Хит, люди попали на Луну не благодаря какой-то одной личности, а благодаря всей NASA. Эта мысль работает и в обычном рабочем процессе компаний, это такие инструменты, как последовательное усовершенствование и статистический контроль качества.
К сожалению, такие методики редко добираются до верха организации, потому что чем выше позиция человека, тем сложнее ему признавать, что он не непогрешим. Ведь менеджеров все больше поощряют за уверенность и решительность, даже если иногда это излишняя уверенность, говорит Сибони. На самом же деле следует всегда учитывать, сколько людей должны участвовать в процессе, и предусмотреть соответствующий механизм для получения более разумных решений.
3. Чем больше вариантов, тем лучше.
Принятие решений предполагает, что у вас есть варианты выбора, и из них вы берете лучший. Но, по данным профессора Университета Огайо Пола Натта, в 70% случаев, когда руководящие команды обдумывают важные стратегические решения, они рассматривают лишь один вариант. Это то же самое, как если бы команда предполагала, будто руководитель всегда прав.
По данным Хита, одно исследование показало, что решения в глазах руководителей оказываются в шесть раз эффективнее, когда они рассматривают два варианта вместо одного. Поэтому не спрашивайте свою команду о предпочитаемом решении: попросите предложить два самых предпочтительных варианта.
4. Маленькие изменения много значат.
Процесс принятия решения можно улучшить с помощью относительно небольших изменений. Например, помните, что очень немногие решения и вправду уникальны. Весьма вероятно, что решение, которое вам надо принять сегодня, очень похоже на то, что вы принимали в прошлом. Вспомните прошлые решения и выведите уроки, которые пригодятся сегодня.
Обдумайте альтернативы и будьте готовы, что ошибетесь: серьезно ошибетесь, не по мелочи. Создайте атмосферу, в которой люди могут не соглашаться и поднимать важные вопросы, которые иначе просто замолчали бы. Если все члены группы согласны с рекомендацией, возможно, они просто поддерживают друг друга и потому не заявляют вполне обоснованные сомнения.
Невозможно гарантировать, что вы каждый раз будете принимать правильное решение. Но если вы учтете предвзятость, откажетесь от иллюзии непогрешимости и будете готовы ошибиться, обдумаете несколько вариантов и вспомните прошлые решения, стоит надеяться, что качество решений в вашей организации вырастет.
Оригинал поста – www.inc.com/erik-sherman/4-ways-to-make-smarter-decisions.html