€ 99.39
$ 93.15
Как создать что-то выдающееся? Ограничивайте себя

Как создать что-то выдающееся? Ограничивайте себя

Автор Signal v. Noise Натан Конти рассказывает, как лень нашего мозга мешает нам придумывать творческие решения и как это можно обойти

Саморазвитие
Фото: Robert Couse-Baker/Flickr

Джеймс Ван дер Бик играет в одном из эпизодов «Комнаты 104» на HBO. Сейчас пока показывают середину первого сезона, но сериал оказался настолько успешным, что HBO уже продлил его на второй сезон.

Это любопытное шоу, так как действие каждой серии происходит в гостиничном номере. В одном и том же гостиничном номере снова и снова, снова и снова. Сама по себе комната крайне неинтересна. Когда команда дизайнеров обратилась к Марку Дюпласу, создателю шоу, с множеством идей о том, как должен выглядеть номер, Марк отверг их все.

«Нет, я хочу, чтобы номер был настолько безликим, насколько это возможно».

Так как же Марк Дюплас создал такое интересное и успешное шоу с этой ограниченной палитрой?

Наш мозг ленив. Ну, это не совсем правда. Наш мозг отлично справляется с сохранением энергии.

Он эволюционировал, чтобы сохранить свежесть, необходимую для борьбы с новыми вещами в нашей среде, которые потенциально меняют жизнь. Поэтому мы наслаждаемся и запоминаем детали каждого нового места, которое посещаем, но повторные визиты становятся скучными. Они начинают сливаться в шаблон. Если только что-то не расстраивает этот шаблон.

Также мы придумываем идеи. Томас Уорд, профессор психологии из Университета Алабамы, предложил назвать модель, при помощи которой мы придумываем новые идеи, движением по пути наименьшего сопротивления. Когда мы генерируем новые идеи, мы часто начинаем с вещей, категорий и примеров того, что мы уже знаем, потому что так проще.

Однако Пейдж Моро, профессор маркетинга в бизнес-школе Висконсинского университета, решила выяснить, можем ли мы свернуть с этого вальяжного пути и стать более креативными.

В одном из ее исследований участники разрабатывали детскую игрушку, используя 20 возможных объектов. Трюк был в том, что одна группа участников могла сама выбрать 5 из этих объектов, а другой пришлось использовать 5 объектов, выбранных для них предварительно.

Группа, для которой предметы были выбраны, оказалась немного более творческой, чем люди, которые сами делали выбор.

Затем было введено еще одно ограничение. Некоторым участникам было разрешено использовать как можно больше из пяти объектов, а других попросили использовать все 5.

И вот тогда это стало действительно интересно. Люди, которые использовали выбранные для них предметы и должны были применить все 5 из них, были самыми креативными из всех участников исследования.

Другими словами, чем больше ограничений присутствовало, тем более творческими они были. Ограничения сбивали их с вальяжного пути c менее творческими и знакомыми решениями.

Я не раз пытался найти телесериал, который сможет поддерживать во мне интерес. Слишком много всего похожего друг на друга. Группа друзей в их квартирах. Супергерои, сражающиеся с мега-боссом.

Вчера я выключил телевизор, когда сцена на экране стала напоминать стандартный сюжет: «Герой скептически относится к проблеме и хочет уйти. Ему нужно, чтобы другие персонажи его убеждали». Меня это изводило, когда Скалли из X-Files создавала этот конфликт десятки раз за время выхода в эфир.

Но «Комната 104» привлекла много внимания. Почему? Это ограничения. Тот факт, что весь сериал происходит в этой одной пустой комнате, помогает команде создателей сойти с пути наименьшего сопротивления.

И это не единственное ограничение. Джеймс Ван Дер Бик снялся только в одном эпизоде, потому что номер в каждом эпизоде остается прежним, но все остальное меняется. Новый актерский состав. Новая эра. Даже новый жанр. Одна серия — это ужасы, другая — комедия, еще одна — мелодрама. Я даже не могу сказать вам, в каком жанре снимался Джеймс, поскольку он сильно изменяется во время эпизода.

Марк Дюплас, понял ли он это или нет, нащупал то, что открыла Пейдж Моро. Добавив эти дополнительные ограничения в сериал, он заставил всех отказаться от легких творческих путей, чтобы наконец создать что-то интересное и оригинальное.

Итак, в следующий раз, когда вы столкнетесь с недостатком вариантов, в следующий раз, когда вы обнаружите, что хотите сказать что-то вроде «Я влип с этими дерьмовыми инструментами», просто помните, что больший выбор — это на самом деле формула для скучного и уже сделаного. Примите ограниченность своего выбора. Загоните себя в рамки. И вы сможете свернуть с пути ленивого мышления и создать нечто выдающееся.

Оригинал

Свежие материалы