Я сажусь за стол, кладу салфетку на колени и переворачиваю телефон экраном вниз. Я в ресторане, я расслаблен и начинаю обманывать себя. Я не собираюсь смотреть в телефон, говорю я себе. (Телефон моего собеседника тоже лежит экраном вниз на столе.) Он просто полежит здесь на случай, если что-нибудь случится.
Конечно, ничего не случилось. Но в течение следующих 90 минут я буду заглядывать в смски, просматривать лайки, а также пуш-уведомления от New York Times, как только мне станет скучно либо я начну ощущать беспокойство, расслабление, разочарование или усталость. Я буду заглядывать в телефон в туалете и когда выйду оттуда. Не то, чтобы мне это нравилось, но это очень интересно, даже если какая-то возмущенная часть моей психики стонет, что я делаю себя глупее каждый раз, когда смотрю в телефон. И это действительно так.
Смартфон может занимать сознание его хозяина, даже когда просто лежит рядом на столе или где-нибудь в одной комнате с ним, говорится в статье, опубликованной недавно в Journal of the Association for Consumer Research. По данным исследования, смартфон требует внимания пользователя, даже когда человек не использует его или сознательно не думает о нем. Даже если телефон находится вне поля зрения в сумке, даже если он в беззвучном режиме или выключен, одно его присутствие ослабляет рабочую память и навыки решения проблем.
Эти эффекты больше всего проявляются у людей, зависимых от своих смартфонов, которые утверждают: «Мне было бы сложно провести обычный день без мобильного телефона».
Но мало кто догадывается, что платит этот когнитивный налог на смартфон. Немногие участники исследования признавали, что во время тестирования отвлекались на телефон, даже если данные показывали, что их внимание задействовано не полностью.
«У нас ограниченные ресурсы внимания, и мы используем часть из них, чтобы направить остальные в правильном направлении. Обычно разные вещи важны в разных контекстах, но некоторые вещи — например, ваше имя — имеют действительно привилегированный статус», — говорит Адриан Уорд, автор исследования и психолог Техасского университета в Остине, изучающий особенности принятия решений потребителями.
«В случае со смартфонами это происходит постоянно, и они получают это привилегированное внимание, — говорит Уорд. — Если вы делаете что-то другое, кроме, скажем, использования своего имени, есть довольно высокая вероятность, что ваш телефон будет для вас важнее всего остального».
Другими словами: если вы становитесь зависимыми от своего смартфона, он превращается в волшебное устройство, которое постоянно кричит ваше имя в вашем мозгу. (Теперь вспомните, что это волшебное кричащее устройство — самый популярный потребительский продукт в истории. В развитом мире почти у каждого есть хотя бы одно из этих волшебных устройств, которое он носит с собой повсюду.)
В своем исследовании Уорд и его коллеги рассмотрели результаты более 500 студентов в двух разных психологических тестах на память и внимание. В первом эксперименте некоторых участников попросили перевести телефоны в беззвучный режим без вибрации и либо оставить их в сумке, либо положить на стол. Других участников попросили оставить все свои вещи, в том числе сотовый телефон, вне комнаты для тестирования.
Во втором эксперименте студентам было предложено оставить телефоны на столе, в сумке или в холле, как и в первом эксперименте. Но некоторых студентов также попросили выключить телефон, независимо от того, где они его оставят.
В обоих экспериментах студенты, оставившие телефоны за пределами комнаты, как правило, показывали хорошие результаты теста. Кроме того, они посчитали задания более легкими, хотя и не связывали это с отсутствием или присутствием смартфонов. Вообще на протяжении всего исследования респонденты редко приписывали свой успех или неудачу в тестах своим смартфонам и почти никогда не заявляли о том, что не справились с тестами.
Дэниэл Оппенгеймер, профессор психологии Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, отметил, что этот эффект хорошо известен для желанных объектов, но не смартфонов. Он не участвовал в этом исследовании, хотя его собственные работы были сосредоточены на других особенностях цифровой жизни. Несколько лет назад он и его коллеги установили, что студенты лучше запоминают лекцию, когда делают заметки вручную, а не в ноутбуке.
«Притягательные объекты отвлекают внимание, и необходимо приложить умственные усилия, чтобы сохранить нужную концентрацию, когда объект отвлечения находится поблизости, — говорит Оппенгеймер. — Положите шоколадный торт на стол рядом с человеком, который сидит на диете, пачку сигарет рядом с курильщиком или посадите супермодель в комнате с кем угодно, и можно ожидать, что у них будет больше проблем с тем, что они должны делать».
«Мы знаем, что сотовые телефоны очень желанны, и что многие люди привязаны к ним, так что в этом смысле не удивительно, что один вид смартфона отнимает психические ресурсы. Но это первое исследование, которое на самом деле демонстрирует эффект, имеющий очень важные последствия, учитывая распространенность телефонов в современном обществе», — подчеркивает он.
Уорд продолжает исследования психологических издержек и преимуществ новых технологий в повседневной жизни. Его диссертация в Гарварде посвящена последствиям делегирования когнитивных задач облачным сервисам. «Большие перемены происходят так быстро. iPhone существует 10 лет, интернет — только 25 лет, но мы уже не можем представить свою жизнь без этих технологий , — говорит он. — Радостные, положительные и захватывающие аспекты очень сильны, и мы пока не знаем отрицательных аспектов».
«Мы можем спорить до посинения и устраивать дискуссии между сторонниками и противниками технологий. Но я хотел бы иметь конкретные данные», — сказал он мне.
Стоит отметить, что категория психологических исследований, проводимых Уордом, — испытания на студентах-добровольцах, которые часто участвуют в исследованиях, чтобы получить зачет на курсе, — в последние годы вызывают недоверие. Психологи столкнулись со сложностями при воспроизведении некоторых известных экспериментов в этой области. И это исследование еще не было повторено.
Один из возможных выводов работы Уорда выходит за рамки смартфонов. Большинство офисных работников теперь знают, что «многозадачность» — это ошибочная идея. Мозг не выполняет сразу две задачи, а совершает постоянные затратные переключения между задачами. Но Уорд говорит, что намеренный уход от многозадачности тоже не очень хорошо работает.
«Когда вам хорошо удается избегать многозадачности, это тоже не совсем позитивно», — говорит он. Это требует дополнительных умственных усилий и затрат внимания на то, чтобы не отвлекаться.
Вместо этого он рекомендует самым зависимым пользователям просто оставлять смартфон в другой комнате.