Мир социальных сетей наполняет нашу жизнь и жизнь наших детей. Родители и учителя ведут ежедневную войну с молодыми людьми из-за количества времени, которое они тратят на социальные сети, и пытаются добиться правильного баланса времени, проведенного за компьютером, и физической активности.
Существуют очевидные последствия для здоровья от того, что человек проводит перед монитором 18 часов в день, и их может сгладить физическая активность. Но есть еще и озабоченность, что манера общения в социальных сетях свидетельствует о языковой деградации: мол, использование смайликов, акронимов и свободной грамматики — это рецепт будущей катастрофы. Но правда ли это?
Иван Смирнов из Высшей школы экономики изучил сложность сообщений, публикуемых в социальных сетях, и то, как она менялась со временем. И его выводы удивительны, хоть и противоречивы.
Смирнов собрал ряд постов, размещенных в соцсети «Вконтакте» в период с 2008 по 2016 год почти миллионом людей в Санкт-Петербурге. Как с течением времени изменилась сложность этих сообщений?
Сложность — это коварное понятие. Предложения в социальных сетях труднее оценивать, чем традиционные тексты, потому что они не всегда содержат обычные знаки препинания — иногда эту роль могут играть смайлы. Поэтому Смирнов использует среднюю длину слова как показатель сложности сообщений, предполагая, что в среднем более длинные слова передают более сложные сообщения. Затем он анализирует данные, чтобы узнать, как они изменялись с течением времени, как сложность сообщений человека изменяется с возрастом, а также то, как сложность сообщений зависит от уровня образования.
Результаты весьма интересны. Смирнов говорит, что сообщения становятся более сложными в период от 20 до 30 лет. «С 30 до 40 лет показатель относительно стабилен, а после 40 он снова увеличивается», — говорит он. Люди с высшим образованием также склонны писать более сложные сообщения.
Еще более удивителен вывод о том, что со временем сложность сообщений увеличивалась еще в большей степени. «Мы обнаружили, что сложность постов постоянно увеличивается, и это увеличение не может быть объяснено только взрослением», — говорит Смирнов.
Частично это увеличение можно объяснить технологическими переменами. Смирнов обнаружил особенно большой рост сложности сообщений в 2011 году, что, вероятно, стало результатом улучшенного интерфейса, облегчившего публикацию сообщений.
Но увеличение сложности в целом — загадка. И это тоже впечатляет. «15-летние пользователи в 2016 году пишут более сложные посты, чем пользователи любого возраста в 2008 году», — говорит Смирнов.
Он сравнивает это с эффектом Флинна — существенным и устойчивым ростом IQ среди людей во всем мире после 1930-х годов. Эффект настолько велик, что средний IQ жителей США в 1930 году составлял менее 80 по современным стандартам (по определению, средний IQ должен составлять 100).
Никто не знает наверняка, почему произошло это увеличение IQ, но потенциально это можно объяснить улучшением питания и образования, небольшими семьями, хорошим знанием тестов и т.д.
Смирнов называет рост сложности сообщений в соцсетях цифровым эффектом Флинна. Но потенциальных объяснений у него не так уж много. Одна из идей заключается в том, что люди могут писать более сложные сообщения, поскольку лучше познакомились с технологиями, но неясно, как это может объяснить, почему сегодня 15-летние люди пишут более сложные сообщения, чем люди любого возраста в 2008 году.
Словом, здесь кроется какая-то интересная загадка: лингвистам, социологам и аналитикам данных предстоит потрудиться, чтобы распутать ее. А родители и учителя могут выдохнуть: исследование говорит о том, что социальные медиа не мешают интеллектуальному развитию. Напротив, они, кажется, ему помогают. Но чтобы убедиться в этом, нужны новые исследования.