Не называйте Хизер Эриксон одержимой.
Да, она носит Google Glass. Но она не использует их, чтобы проверять Facebook, отправлять сообщения или записывать видео, катаясь на американских горках. 30-летняя Эриксон — работник завода в Джексоне, штат Миннесота. Для нее Glass — не модный способ пользоваться приложениями, а инструмент для работы — такой же, как механический ключ. Она использует их каждую смену в заводском цехе, где собирают двигатели для тракторов.
Никого на заводе не волнует, что потребительская версия Glass после первоначального всплеска интереса была осуждена за жуткий вид и за то, что подталкивает пользователей вести себя неприлично. У дизайнеров первой версии Glass был наивный образ масс, блаженно проживающих жизнь в объемных очках с крошечным компьютерным экраном, парящим перед глазами. Но мечта быстро уступила место разочарованию, так как первые пользователи обнаружили, что получили куда меньше, чем обещалось, а кроме того, они стали объектом агрессии окружающих, обеспокоенных приватностью. Через три года Alphabet (материнская компания Google и ее дочерняя компания, «фабрика прорывных технологий» под названием «X») отказались от Glass — по крайней мере, так показалось обывателям.
Но они не знали, что Alphabet создала небольшую группу для разработки производственной версии Glass. Команда расположилась в подразделении X, где когда-то и родились Glass как страстный проект сооснователя Google Сергея Брина. Теперь основное внимание уделялось созданию практического рабочего инструмента, который экономит время и деньги. Теперь новые очки представлены миру — это Glass Enterprise Edition.
Именно их Эриксон носит каждый день. Она работает в AGCO — это производитель сельскохозяйственной техники, который стал одним из первых пользователей Glass EE. В течение примерно двух лет Glass EE спокойно использовалась на десятках рабочих мест, незаметно для блогеров, аналитиков и самозваных футуристов. Да, число тех, кто использует потребительскую версию Glass, резко упало. Но Alphabet продавала все больше Glass EE — это улучшенная версия продукта, который изначально был представлен как Explorer Edition в 2013 году. Компании, тестирующие EE, а в их числе такие гиганты, как GE, Boeing, DHL и Volkswagen, отмечают значительное повышение производительности и заметное улучшение качества. То, что в этих корпорациях начиналось в качестве пилотных проектов, теперь превращается в планы по широкому внедрению. Другие предприятия, например медицинские, используют Enterprise Edition на рабочих местах для упрощения ранее обременительных задач.
По прогнозу Forrester Research, к 2025 году почти 14,4 млн американских рабочих будут носить умные очки. Это говорит о том, что Google изначально разработала весьма многообещающую технологию, просто не смогла понять, кому она лучше всего подходит и что она должна делать. Теперь же компания это осознала.
Версия для предприятий — это серьезное изменение для одного из самых продвигаемых продуктов в истории Google. Glass впервые появился на сцене пять лет назад после большой конференции Google в 2012 году. Первые впечатления были восторженными: Time объявила Glass одним из лучших продуктов года, и все — от принца Чарльза до Бейонсе — горели желанием их попробовать.
Но вскоре недостатки Glass стали очевидными. Очки были полны ошибок, их неудобно было носить, и не было понятно, какова их основная функция. Затем появилось активное недовольство людей, взаимодействующих с пользователями Glass: окружающие опасались, что их личные моменты будут незаметно записаны на видео. Многие организации начали запрещать использование Glass. Проект попросту не работал и к январю 2015 года полностью ушел в тень. На веб-сайте было написано: «Спасибо, что попробовали» — и это, казалось, был конец, хотя компания также обещала: «Путешествие на этом не заканчивается».
Но фактически тогда началось уже другое путешествие. Еще несколько лет назад пользователи обнаружили, что очки могут решить многие проблемы на производстве. Работники, которым нужна была информация в режиме реального времени — и при этом две свободные руки, — стали естественными пользователями преимуществ Glass, хоть Google еще и не поняла этого тогда.
Некоторые производственные компании поют дифирамбы шлемам «смешанной реальности», которые накладывают графику и информацию на отображенную на дисплее картину реального мира. Но они дорогостоящие, громоздкие и не очень подходят для ежедневных задач на заводе. В случаях, когда работник нуждается в доступе к информации в режиме реального времени, большой шлем, который занимает всю область зрения, — это чересчур. Смарт-очки — это облегченная версия дополненной реальности (некоторые люди называют ее «вспомогательной»), предлагающая компьютерный дисплей, к которому можно обратиться, просто переместив взгляд, а потом вернуться к реальному миру. Это дешевле и удобнее, чем полное погружение.
Без всякого руководства со стороны Google компании начали приобретать компоненты Explorer Edition Glass и использовать их с помощью специального программного обеспечения для решения конкретных задач своих корпоративных клиентов. И Google это заметила.
В результате по инициативе Брина была создана специальная команда для работы над специализированной версией Glass для предприятий.
Возможные клиенты этой новой версии — от малых предприятий до огромных корпораций — уже имели дело с независимыми стартапами, которые адаптировали Glass для конкретных рабочих условий. Команда Glass в X формализовала эту структуру и создала экосистему, призванную поддерживать «партнеров-разработчиков», которые будут работать непосредственно с командой Glass Enterprise, а также покупать актуальные устройства у Alphabet. Затем партнеры могут продавать полный пакет аппаратного и программного обеспечения корпоративным клиентам. Основная задача команды Enterprise в X заключалась в создании новой модели самих очков, адаптированной к производственным условиям и дополненной новыми функциями, которые требовались клиентам. В январе 2015 года они начали отправлять партнерам получившийся Enterprise Edition. Возможно, из-за фиаско потребительской модели Google попросила клиентов не раскрывать существование EE.
Те, кто все еще использует Explorer Edition, обзавидуются, когда увидят Enterprise Edition. Во-первых, технология стала полностью доступной для тех, кто носит обычные очки. Кнопка камеры, которая находится на дужке, выполняет двойную функцию: с ее помощью можно удалить электронную часть устройства (называемую Glass Pod) из оправы. Затем вы можете подключить ее к защитным очкам для заводского цеха — теперь EE предлагает сертифицированные защитные экраны, — или к оправам, которые выглядят как обычные очки. (Бывшее подразделение 3M выпускает их специально для Enterprise Edition, и если они войдут в моду, можно ожидать, что другие производители — от Warby Parker до Ray-Ban — разработают свои собственные модели.) «Мы много работали над тем, чтобы облегчить вес оправ, компенсировав таким образом дополнительный вес [Pod], — говорит Джей Котари, возглавляющий команду Enterprise Edition. — Так что вес Glass и оправ равен среднему весу обычных очков».
Кроме того, были улучшены сетевые функции — не только более быстрый и надежный Wi-Fi, но также соблюдение более строгих стандартов безопасности, — и добавлен более быстрый процессор. Срок службы батареи был расширен — необходимая вещь для тех, кто хотел бы отработать полную восьмичасовую смену без подзарядки. (Более интенсивное использование, например, постоянная потоковая передача видео, по-прежнему требует внешней батареи.) Камера была обновлена с пяти мегапикселей до восьми. И теперь на очках загорается зеленый свет, когда записывается видео. (Прививка против очкофобов!)
Сегодня, когда Google официально представила Enterprise Edition, очки станут доступны для бесчисленного множества предприятий. «Это больше не эксперимент, — говорит Котари. — Это было экспериментом три года назад. Теперь мы полностью сотрудничаем с нашими клиентами и нашими партнерами».
Я увидел Glass в действии во время визита на завод AGCO в Джексоне в этом месяце. AGCO — компания стоимостью $7 млрд, которая производит крупное сельскохозяйственное оборудование, такое как тракторы и опрыскиватели под брендами Challenger и Massey Ferguson. На заводе в Джексоне работают 850 человек. Дорогостоящее оборудование, которое производит AGCO, чаще всего выполняется по индивидуальному заказу, поэтому почти каждая выпущенная единица обладает уникальным набором функций. Чтобы отслеживать характеристики каждой машины, AGCO изначально предлагала своим работникам пользоваться ноутбуками, но для этого надо было проходить 15 метров каждый раз, что нарушало рабочий процесс. Компания экспериментировала с планшетами, но даже тяжелые промышленные экземпляры обычно выдерживали всего неделю в суровых условиях.
И тогда кто-то предложил директору по улучшению бизнес-процессов Пегги Гулик попробовать эту новую штуку под названием Google Glass. Гулик убедила своего босса купить один блок Explorer. Они получили его в 2013 году и были воодушевлены его потенциалом. Google Glass также показался более прочным, чем его конкурент на рынке — Smart Glasses от Vuzix.
С помощью бельгийской компании Proceedix AGCO начала решать все потенциальные проблемы, от технических — Explorer не смог подключиться к корпоративной сети, — до отслеживания устройства и безопасности. «Мы не хотели, чтобы наши работники заработали головные боли и другие проблемы», — говорит Гулик. (Действительно, некоторые работники жаловались на головные боли, пока не привыкли к девайсу.) Все это заняло месяцы, но AGCO полагала, что это того стоит.
Гулик говорит, что не все сотрудники одинаково включились в процесс — некоторые более старые, очень опытные рабочие изначально не понимали, как это им поможет. «Был начальный скептицизм, но мы его преодолели», — говорит Скотт Бенсон, который собирает коробки передачи.
Некоторые работники — настоящие энтузиасты, такие как Хизер Эриксон. Когда ее перевели на другую станцию, где проект Glass еще не был реализован, уже через несколько часов она отправилась в офис Пегги Гулик и попросила ускорить внедрение.
Сейчас в AGCO уже более сотни гарнитур Glass (стоимостью от $1300 до $1500 за штуку), и Гулик говорит, что планирует заказать гораздо больше, чтобы внедрить очки на других производствах.
«Мы не используем технологии, чтобы заменить рабочих роботом, который делает их работу лучше них — мы помогаем им лучше выполнять свою работу», — говорит Гулик.
Этот момент подчеркивают и другие пользователи Glass EE. Председатель совета директоров Upskill и главный экономист GE написали статью в Harvard Business Review, озаглавленную «Дополненная реальность улучшает рабочие показатели».
«Существуют опасения в отношении машин, заменяющих человеческих работников, — пишут они. — Но опыт General Electric и других промышленных фирм показывает, что для многих рабочих мест объединение человека с компьютером приносит больше пользы, нежели работа в одиночку. Особенно эффективны портативные устройства дополненной реальности».
GE, в частности, с энтузиазмом отмечает, что по результатам тестов Glass сборщик склада, использующий гарнитуру, тратит на 46% меньше времени. В рамках еще одного пилотного проекта в авиационном подразделении GE EE используется совместно с динамометрическим ключом с поддержкой Wi-Fi: Glass говорит работникам, используют ли они надлежащее количество крутящего момента. 85% рабочих сказали, что система уменьшает количество ошибок.
Пользоваться Enterprise Glass могут не только синие воротнички. Когда инженер Ян Шэкил впервые увидел прототип Glass у некоторых друзей Google в 2012 году, он ушел с работы и основал компанию под названием Augmedix. Он решил задействовать эту технологию, чтобы сделать медицинские осмотры более продуктивными и более удовлетворительными для пациентов и врачей. Врач, использующий эту систему, надевает очки Enterprise Edition и передает процесс осмотра «секретарю», который может быть студентом последнего курса медицинского колледжа или медицинским расшифровщиком в Индии, Бангладеш или Доминиканской республике. «Секретарь» делает заметки во время осмотра и при необходимости обращается к истории болезни пациента, чтобы найти прошлые записи, давая возможность доктору сосредоточиться на пациенте.
«Теперь мы тратим на ввод данных не треть дня, а меньше 10%, — говорит главный специалист по медицинской информации в Dignity Health Девин Лундквист, который сам использует Augmedrix и Glass в клинической работе. — А время на взаимодействие с пациентом возросло с 35 до 70%».
Энтузиазм Лундквиста по поводу Glass подчеркивает иронию: те самые особенности, которые вызвали критику потребительской версии Glass — скрытое введение внешней информации в реальные настройки, возможность незаметно записывать видео, — стали наиболее ценными функциями Enterprise Edition.
«Glass в условиях предприятия — это не игрушка, — говорит Лундквист. — Это инструмент, который повышает нашу способность быть профессионалами».
Пока Alphabet не дает четкого ответа, послужит ли успех ЕЕ поводом к возрождению потребительской версии Glass.
«Мы пока не отказались от идеи, что со временем Glass станут все менее и менее инородными, и что все больше и больше людей будут их использовать, — говорит Теллер. — Но мы не собираемся ориентироваться именно на этот путь — это то, в чем мы ошиблись в прошлый раз. Мы сосредоточимся на тех областях, где Glass действительно имеют ценность, и продолжим этот путь, будучи непредвзятыми относительно того, куда все это зайдет».
Возможно, Google стоит проконсультироваться с Кеном Вином, проверяющим качество на заводе AGCO в Джексоне. Он уже два года использует Glass EE во время тестирования тракторов, сошедших со сборочной линии. «Раньше, когда я видел проблему, мне приходилось записывать ее на бумаге, затем пойти к компьютеру и напечатать это, — говорит он. — Теперь я нажимаю «Не соответствует», описываю проблему, и это уходит напрямую [команде качества]».
Будет ли он заинтересован в использовании стекла в своей повседневной жизни? «Возможно, буду, — говорит он после некоторых раздумий. — Я мог бы мыть посуду и проверять электронную почту. Это может пригодиться». И затем он возвращается к тестированию тракторов.