Путь Tencent: от короля подделок до конкурента Facebook и Apple
Истории успехаЛидеры

Путь Tencent: от короля подделок до конкурента Facebook и Apple

Впечатляющая история от Bloomberg о том, как китайский интернет-гигант прорывается на мировой рынок

Руководящий комитет китайского интернет-гиганта Tencent обычно проводит свое ежегодное выездное совещание на удобном японском курорте или в отеле Кремниевой долины. Прошлой осенью они устроили кое-что более грандиозное: двухдневный поход через суровые валуны пустыни Гоби.

Комитет совершил путешествие в манере, приличествующей 14 наиболее высокопоставленным руководителям самой ценной компании в Китае. Палатки им собирали помощники, а вода для душа доставлялась за значительную плату. Тем не менее, к концу 26-километрового похода в первый же день некоторые участники стали проситься домой. Но президент Tencent Holdings Ltd. Мартин Лау и соучредитель и генеральный директор компании «Пони» Ма Хуатэн настояли на том, чтобы идти дальше.

На второй день они прошли еще 26 километров и, усталые и измученные, добрались до Дуньхуан, бывшего когда-то пограничным городом на Шелковом пути. Пока руководители бродили по пустыне, акции Tencent выросли так, что сделали ее самой богатой компанией не только в Китае, но и во всей Азии — достижение, которое потом, правда, вернулось обратно к их непримиримому противнику Alibaba Group. Команда Tencent восторженно отпраздновала это событие банкетом в отеле.

Впрочем, руководители компании отмечали, что их праздник был посвящен не росту акций. Он был посвящен путешествию. «Поездка демонстрирует культуру компании, — сказал Лау спустя несколько месяцев в комфортном офисе Tencent в небоскребе Гонконга. — Мы гораздо больше сфокусированы на том, куда мы идем, и на процессе, чем на цене акций».

Главное, к чему стремится компания, — выйти за пределы внутреннего рынка. Tencent — это неотъемлемая часть повседневной жизни в Китае. Более двух третей китайцев используют два их приложения для обмена сообщениями — WeChat и QQ — для всего: от текстовых сообщений до покупок, флирта, знакомств, просмотра видеороликов, игр, заказа продуктов питания и такси. По словам венчурного инвестора Мэри Микер, китайские пользователи ежегодно тратят 1,7 млрд часов на приложения Tencent — больше, чем на все остальные приложения вместе взятые.

Ма основал Tencent 19 лет назад в тесном шэньчжэньском офисе с тремя сокурсниками из колледжа и другом. В качестве своего первого продукта они клонировали услугу обмена мгновенными сообщениями израильского производства и адаптировали ее для китайского рынка. В отличие от своего однофамильца, соучредителя Alibaba Джека Ма, Пони Ма не был известен за границей, так как плохо знал английский и редко появлялся на публике. Коллеги и друзья говорят, что он типичный бизнесмен из провинции Гуандун, застенчивый и настороженный. На фотографии, сделанной в 2015 году на встрече главы Китая Си Цзиньпина с 28 самыми известными в мире технологическими руководителями, включая Джеффа Безоса, Тима Кука и Джека Ма, все улыбаются и смотрят в камеру. За исключением Пони Ма, который смотрит на свои ноги.

В то время как Ма — главный идеолог Tencent, 44-летний Лау — ведущий стратег и управляющий повседневной деятельностью, а также тот, кто задает вопросы во время ежеквартальных конференций Tencent с инвесторами и аналитиками. Он стройный, носит очки, набожный христианин и энергичный геймер. Его очень любят и уважают — по крайней мере те, кто слышал о нем.

«На самом деле я думаю, что большинство людей в Кремниевой долине не знают, кто такой Мартин Лау, — говорит Шон Лю, уроженец Китая, работающий инвестиционным менеджером в венчурном фонде Vy Capital в Сан-Франциско. — Это шокирует, ведь это все равно, что люди, интересующиеся Facebook, не знали бы, кто такая Шерил Сэндберг. За исключением того, что Мартин Лау еще более силен и влиятелен в Tencent и в технологическом сообществе Китая».

Действительно, хотя Лау учился в колледже в США, свободно говорит по-английски, он до сих пор в значительной степени избегал внимания западных СМИ. Но больше он не скрывается, столкнувшись с одной из самых серьезных проблем в бизнесе: как вывести китайскую компанию на мировой рынок.

Лау впервые столкнулся с Tencent в 2003 году, когда компании исполнилось пять лет, а он сам работал банкиром в Goldman Sachs. Тогда в Tencent было около 1000 сотрудников и компания была известна в первую очередь своей службой обмена сообщениями QQ и талисманом — подмигивающим пингвином, облаченным в шарф.

В тот год доход Tencent составил $108 млн от продажи рекламы и улучшенных сервисов в QQ. Однако первоначальные инвесторы скептически отнеслись к перспективам компании и отказались от вложений. Поэтому Tencent приняла решение провести первое публичное размещение акций. Лау в Goldman специализировался на телекоммуникациях и медиа и принимал участие в переговорах по IPO с Tencent. Руководство Tencent было так впечатлено Лау, что предложило ему работу в компании еще до того, как состоялось размещение акций.

«Честно говоря, я пытался понять, реально ли это предложение или нет», — сказал Лау по этому поводу.

Компания вышла на биржу в июне 2004 года, а к концу года Пони Ма и его коллеги, ставшие уже мультимиллионерами, снова предложили Лау работу.

В каком-то смысле Лау всю жизнь стремился к такой должности. Его родители, оба инженеры-электрики, познакомились и поженились в Пекине. Лау и его старшая сестра родились в последние годы Культурной революции. Семья переехала в Гонконг, когда ему было 6 лет, во время реформистского режима Дэн Сяопина.

Лау провел остаток своего детства в Гонконге, играя в видеоигры и мечтая о создании ракет. Родители, говорит он, «внушили нам, что, если ты инженер, ты всегда сможешь выжить во множестве потрясений, потому что твои знания всегда необходимы». Он хорошо сдал тесты в подготовительном классе, и, осознав, что только американцы могут включиться в космическую гонку, решил изучать электротехнику в Мичиганском университете в Анн-Арборе.

В духе всех сверхпрофессионалов Лау окончил университет, затем получил степень магистра инженерного дела Стэнфорда и степень MBA в школе менеджмента Kellogg в Северо-западном университете. После обучения он поступил на работу в McKinsey, а затем в Goldman.

Второе предложение Tencent, по его словам, нашло у него отклик, потому что новая работа позволяла ему использовать инженерные навыки. Лау даже пошел на значительное сокращение зарплаты. Ма изначально назначил Лау главным стратегическим сотрудником, ответственным за отношения с инвесторами, слияния и поглощения — две области, которые в то время не были хорошо известны в Китае.

Лау принес в Tencent стандартные корпоративные практики США, такие как определение целей по доходам, и разработал пятилетний план по внедрению новых направлений, таких как социальные сети и цифровые медиа. «Такая дисциплина была крайне необходима молодой компании, которая очень быстро развивалась в 2004 году», — говорит Ханс Тунг, управляющий партнер GGV Capital и соинвестор Tencent в Didi, китайской компании совместного использования автомобилей.

В 2006 году Ма повысил Лау до президента и назначил его ответственным за повседневную деятельность. Хотя доход Tencent удвоился в этом году, пять основателей понимали, что компании скоро потребуется более профессиональное управление. Все они считались гипотетическими преемниками. Ма выбрал Лау.

Tencent быстро росла в течение следующих пяти лет, выбирая разные игры в Азии и адаптируя их для QQ. В 2011 году четыре из пяти самых популярных игр в китайских интернет-кафе принадлежали компании. Большим спросом пользовались продажи виртуальных бронежилетов, целебного зелья и других цифровых примочек для игр. Также компании принадлежала популярная социальная сеть Qzone. «Они стали пионерами в сочетании соцсетей и игр», — говорит российский инвестор Юрий Мильнер.

При этом Tencent получила репутацию короля подделок, которого опасались и ненавидели китайские предприниматели. Они считали, что если создадут что-нибудь классное, Tencent непременно скопирует это. Западные СМИ, такие как Business Insider, принижали креативность и бизнес-модель компании. Tencent также была вовлечена в юридическую тяжбу с китайской компанией интернет-безопасности Qihoo 360 Technology Co. Компании обвиняли друг друга в антиконкурентном поведении. (Tencent в конце концов выиграла иск.)

В 2011 году Лау и Ма решили, что пришло время для некоторой внутренней саморефлексии. Tencent пригласила 72 эксперта отрасли на серию из 10 закрытых встреч, которые сотрудники называли «конференцией богов». Приглашенным предложили высказать руководителям компании свою критику и обвинения — и они не стали себя сдерживать. «Сотрудники Tencent были абсолютно обескуражены тем, насколько сильной и прямой оказалась эта обратная связь, — говорит Ху Яньпин, основатель интернет-консультанта DCCI и FutureLab из Пекина, который принимал участие в сессиях. — Это был первый раз, когда руководство Tencent на высоком уровне столкнулось с такой резкой критикой».

Отзывы помогли руководителям понять, что их проблемы гораздо глубже, чем просто плохие отношения с общественностью. «Мы начали понимать, что что-то идет не так», — говорит Лау. В частности, компании нужно было что-то предпринять, чтобы стряхнуть с себя репутацию подражателя.

К счастью для Tencent, ответ уже разрабатывался. Как-то поздней ночью в конце 2010 года программист по имени Аллен Чжан, основатель email-стартапа в Гуанчжоу, приобретенного Tencent, отправил сообщение Ма, спрашивая, может ли он разработать социальную сеть для смартфонов. Ма, который обычно не ложится спать до 4 утра, согласился. Чжан и 10 его коллег придумали Weixin или WeChat.

Сервис был запущен в январе 2011 года и в тандеме с быстро развивавшимися продажами смартфонов в Китае достиг 100 млн пользователей в 2012 году, а затем утроил это число годом позже. Сделав выводы из опыта с QQ, Tencent разрешила корпорациям создавать «официальные аккаунты» для публикации сообщений и взаимодействия с пользователями, что, в свою очередь, давало импульс развитию сети.

Кроме того, компания искала способы сократить потери и сыграть на своих сильных сторонах. В 2013 году Tencent отказалась от своего поискового бизнеса, передав его конкуренту Sogou Inc. и вместо этого вложив $448 млн в Sogou. В следующем году она продала свою столь же неудачную инициативу электронной коммерции компании JD.com и вложила $214 млн в JD за 15% долю.

Сегодня у WeChat 937,8 миллиона активных пользователей, более трети из которых проводят в приложении больше четырех часов в день. Для сравнения: в среднем люди во всем мире проводят чуть больше часа в день на Facebook, Instagram, Snapchat и Twitter вместе взятых. Сервисы Tencent настолько широко распространены в Китае, что стартапам там чревато отказываться от заключения союзов с компанией или от ее инвестиций. «Это немного похоже на крестного отца Дона Корлеоне: «Я собираюсь сделать вам предложение, от которого вы не сможете отказаться, — говорит Энди Мок, основатель и президент пекинской консалтинговой компании Red Pagoda Resources LLC. — Если вы не возьмете их деньги, и они инвестируют в конкурента, это может быть смертельно для вас».

С ростом WeChat Tencent пытается действовать или, по крайней мере, выглядеть как мировые технологические лидеры. Позже в этом году она присоединится к Apple, Amazon и Facebook, открыв новую штаб-квартиру — пару соединенных стеклянных небоскребов в Сиэтле, спроектированных фирмой NBBJ Design. Башни, соединенные тремя угловыми переходами, напоминают гигантских, медленно танцующих роботов. У Ма и Лау там будут офисы по-соседству.

В эти дни Ма сосредоточен на разработке продуктов и технологий. Он каждые две недели проводит затяжные совещания, которые могут длиться 10 часов или дольше. Также он занимается отношениями с государством, поскольку чиновники Коммунистической партии Китая хотят иметь дело только с самыми главными людьми в компаниях.

Лау посвещает много времени поискам компаний в других странах, которые можно было бы купить. Tencent близка к пределу насыщения рынка в Китае и должна искать развитие в другом месте, если компания хочет и дальше расти так же быстро. Лау говорит, что в 2013 году хотел сделать значительные «стратегические» инвестиции в Snapchat, но вынужден был ограничиться инвестициями меньшего размера. Он отказывается раскрывать точные цифры, которые имеет в виду. «Было время, когда Эван не был уверен, хорошо это или нет, — говорит он, имея в виду генерального директора Snapchat Эвана Шпигеля. — В последнюю минуту он решил, что не хочет иметь стратегического инвестора».

В начале 2014 года Tencent была заинтересована в покупке сервиса обмена сообщениями WhatsApp. Это приобретение могло бы шокировать мир и дать Tencent немедленный глобальный охват. Но в то время, когда переговоры были близки к завершению, Ма пришлось лечь на операцию, которая отложила его визит в Кремниевую долину для встречи с основателем Яном Кумом. Тем временем Марк Цукерберг вмешался и приобрел WhatsApp за $19 млрд, что более чем в два раза дороже, чем собиралась заплатить Tencent.

В прошлом году Лау наконец-то сумел найти свою изюминку. Японский технологический конгломерат SoftBank Group решил продать финскую игровую компанию Supercell, производящую популярную игру Clash Royale. Лау отправился в Хельсинки на переговоры, а в качестве подготовки стал играть в Clash Royale. Много. Так много, что сумел показать 97-й результат в мире.

«Для меня это был способ проявить должную осмотрительность, — говорит Лау без всякого сарказма. — Я и сейчас играю. Но тогда я делал это очень интенсивно».

Tencent также попыталась выйти на мировой уровень естественным путем, представляя свои продукты в разных странах. Но некоторые из тех вещей, которые у себя дома делают ее титаном, в других местах только мешают. Например, дизайн: китайские пользователи привыкли к сложным наборам функций, тяжелым и массивным приложениям. В США, где существует масса простых приложений для бронирования билетов в кино, заказа еды и чтения новостей, продать их куда сложнее.

Еще один местный хит, который Tencent только начинает пытаться перевести за границу, — это WeChat Pay, который в Китае используют примерно 600 миллионов человек. Услуга опирается на преимущества низких комиссионных в китайских банках; она позволяет пользователям отправлять друг другу очень маленькие денежные подарки, получившие название Red Packets. На Западе банковские сборы значительно выше, что делает такие небольшие транзакции неоправданными.

Также проблема в Facebook и WhatsApp, которые имеют огромное рыночное преимущество практически везде за пределами Китая. «По сути, это проблема каждой китайской компании. Мы пытались сделать WeChat международным. Реальность заключалась в том, что на рынке уже есть другие продукты», — говорит Лау.

Возможно, главная надежда Tencent на зарубежную экспансию заключается в том, что все больше китайских пользователей переезжают или путешествуют за рубежом, сохраняя при этом приверженность WeChat. Но здесь есть и проблема. Исследователи гражданских прав в Университете Торонто недавно сообщили, что Tencent просматривает материалы пользователей по определенным ключевым словам и удаляет контент и изображения, связанные со спорными политическими и культурными темами, как и все китайские интернет-компании.

Компания также подвергает цензуре счета зарегистрированных в Китае пользователей WeChat, которые путешествуют по всему миру, даже если они переключают номера сотовых телефонов. Компания не комментирует этот отчет, но если выводы верны, это может поставить ее в сложное положение. По словам Лау, Tencent «поддерживает принцип, что если вы работаете в стране, вы должны соблюдать ее законы».

Все это означает, что его работа будет только сложнее. Лау и Ма также делают ставки на новые технологии, уводя Tencent подальше от ее изначальной деятельность. Весной этого года компания объявила о планах открыть лаборатории искусственного интеллекта в Шэньчжэне и Сиэтле. Лау также говорит, что они разрабатывают «умный динамик», который может быть выпущен через несколько месяцев. Кроме того, Tencent недавно приобрела 5% долю в Tesla — после нескольких встреч Лау с Илоном Маском в Калифорнии.

Tencent все еще наживает врагов, некоторые из которых чрезвычайно крупные и богатые. Ранее в этом году компания представила то, что она называет «мини-программами». Сервис позволяет пользователям смартфонов получать доступ к услугам других компаний на WeChat без загрузки собственно приложений. Многие интернет-наблюдатели восприняли это как позиционирование WeChat в качестве операционной системы для телефонов и атаку на Android и Apple. Спустя несколько месяцев Apple заставила Tencent отключить функцию, которая позволяла пользователям WeChat на своих iPhone оставлять чаевые для блогеров, потому что она работала помимо собственной платежной системы Apple.

Еще один вызов компания бросила в мае, добавив в WeChat свою собственную поисковую систему и новостную ленту в стиле Facebook. Наблюдатели забеспокоились, что это дало компании слишком большой контроль над новостями и другими сообщениями, публикуемыми пользователям. Мемы, направленные против Tencent, быстро расползлись по китайским социальным сетям. Одно из изображений, которое стало вирусным, демонстрирует скриншот нового интерфейса WeChat, где ярко-красным шрифтом перечислены все компании, которым Tencent угрожает каждой функцией в приложении.

Лау отвергает критику, что Tencent — хищник. Добавление поиска и новостей, по его словам, позволяет компании использовать данные и искусственный интеллект, чтобы выдавать более персонализированные материалы.

Затем он улыбается и тянется к своему телефону. Оказывается, Лау тоже видел мем с интерфейсом WeChat. С забавным выражением лица он прокручивает свой канал WeChat, чтобы показать его.

Оригинал

Bloomberg 10 июля 2017

Мы могли что-то пропустить.
Присылайте ссылки на интересные материалы
и новости, сделаем «Идеономику»
лучше вместе.

Введите слово на картинке в поле под ней
captcha

×