Дмитрий Навоша: «Не поддавайтесь на инерцию»
Истории успехаЛидеры

Дмитрий Навоша: «Не поддавайтесь на инерцию»

О личной организации, полезных книгах и подходах к созданию онлайн-медиа в интервью «Идеономике» рассказал руководитель главного спортивного СМИ России

Дмитрий Навоша – директор и совладелец Sports.ru и Tribuna Digital. В 2006 году он возглавил старейший спортивный сайт Рунета и с тех пор сделал его абсолютным лидером своего сегмента и одним из самых успешных медиа эпохи веб 2.0, сочетающих профессиональный редакционный контент, полезные сервисы и активное пользовательское сообщество. Теперь компания постепенно выходит на мировой рынок через мобильные приложения и каналы в соцсетях, объединенные под брендом Tribuna Digital. Для зарубежный экспансии привлечены $3 млн от фонда Impulse VC (один из его инвесторов – Роман Абрамович) в обмен на миноритарный пакет. 

Вы 11-й год возглавляете Sports.ru. За это время проект изменился до неузнаваемости, вышел на новые платформы и страны, но все же, по-честному, – не надоело? Что вас мотивирует?

– В мире есть много прекрасных занятий. Но медийная и технологическая сфера сейчас, в период набирающих темп перемен – одно из самых интересных мест для работы, самых развивающих. За эти годы лично мои, например, задачи менялись достаточное количество раз, чтобы не заскучать, и это, наверное, во всяком интернет-проекте так. От нишевых вроде нас до гигантов вроде Google, где вроде бы сперва чуваки хотели просто сделать поиск. А потом обнаружили себя изготовителями браузеров, операционных систем, автомобилей без водителя, готовящимися запускать космические аппараты. Вот так и мы: изначально хотели вроде бы добавить немного огня и свежести российским спортивным медиа, а теперь, оказывается, вовлечены во столько разных задач и стран.

– Как устроено ваше рабочее пространство: обстановка, используемые гаджеты, софт? Что реально помогает увеличивать вашу производительность?

– Все тривиально: макбук для работы и просмотра спорта (особо значимые матчи можно вывести на проектор, телевизора у меня нет уже лет шесть). iPad для чтения книжек. Смартфон для медиапотребления в оставшееся время, а также всех положенных сервисов от музыки до банка. Хотя в последнее время и для работы тоже – Slack, почта, мессенджеры и т.д. Длинное письмо иногда сложно со смартфона писать, тогда диктую, теперь это нормально работает. Разве что люди вокруг косятся иногда.

– Поделитесь приемами организации потоков информации: рабочей коммуникации, новостного потока, аналитики, контента в соцсетях.

– Ключевые метрики по проектам Sports.ru и Tribuna Digital мы стараемся собирать в дашборды, которыми регулярно пользуются все члены соответствующей команды; я обычно изучаю их по утрам. Всю значимое отраслевое или развивающее чтение получаю по подпискам в соцсетях, почте и все еще, как это ни странно, RSS. Большие тексты никогда не читаю их по ходу рабочего дня, складываю в Pocket. Ну, и почту еще пришлось прокачать с помощью папок и тегов: очень многое не попадает в мой инбокс, а сразу падает в соответствующую папку.

Для более обстоятельного чтения, а также какого-то самообразования стараюсь разгрести хотя бы полдня в неделю – обычно в субботу. Находить время на это считаю важным: скорость изменений в мире медиа и технологий высокая, надо довольно много читать, чтобы поддерживать свои знания, не отставать. Если прежде недельный график у людей был 5 – 2, то есть пять дней на работу, а два на отдых, то дальше, с ростом важности постоянной актуализации собственных знаний и приобретения новых, будет что-то ближе к 4 – 1,5 – 1,5, где по полтора дня – самообразование и отдых. Это если, как обещают футурологи, работать со временем придется меньше. Если же футурологи врут, вычеркивайте отдых – и ставьте образование на его место. Все же понимают, что научиться чему-то ценному в университете один раз на многие годы вперед больше невозможно?

– Как организовано ваше личное планирование – на какой период строите график, держите все в голове или как-то фиксируете?

– Опять же, тривиально: Google-календарь, на пару недель вперед. Дополнительно использую приложение «Напоминания» на iOS – скорее, для ремайндеров по каким-то задачам, а не встречам и совещаниям.

– Что вы сейчас читаете? Что из прочитанного недавно готовы рекомендовать?

– Читаю и слушаю в виде аудиокниг штук 40-50 в год. Чуть больше читаю/слушаю в путешествиях – берем машину и рулим под интересные аудиокнижки. Чуть меньше в остальное время: только в транспорте и по вечерам. Около 90% – нонфикшн. И в развлекательных целях тоже – тогда это научпоп, что-то про инвестиции и фондовый рынок, который стал моим хобби, или что-то по истории, которую давно люблю. Ну, и в целях саморазвития стараюсь читать, чтобы лучше понимать профессию или жизнь вообще.

Из самого интересного за последнее время – “Поток” Чиксентмихайи, “Думай медленно, решай быстро” Канемана, весь Талеб, “Sapiens. Краткая история человечества”. Из исторических рекомендую трехтомник “Русская революция” Ричарда Пайпса – до этого я вообще не мог понять, как со страной случилось то, что случилось. Из более близких к работе вещей – “Дилемма инноватора” Кристенсена, “От нуля к единице” Тиля и Running Lean.

Сегодня есть такое ощущение, что многие из профессионально актуальных тем оформиться в книги не успевают – так быстро все развивается. Потому, как уже говорил выше, статьи, блоги и даже обсуждения читаю в довольно большом количестве.

– Вы измотаны. Идеальный отдых для восстановления рабочей энергии – какой он и сколько времени займет?

– Я не особенно хорош в умении разделять работу и остальную жизнь, хожу в офис по выходным, и более-менее всегда и отовсюду в почте и Slack. Честно говоря, не уверен, что ее надо так уж явно разделать, если работа нравится. Но для перезагрузки стараюсь уезжать раз в месяц – “длинные выходные” на 2-4 дня, чего мне полностью хватает, чтобы зарядиться. Или, иногда, в путешествие чуть подлиннее – потому что в Исландию, Марокко, Мексику или там Бразилию на три дня не съездить, а мне интересно. Зимой поездки обычно совмещаются с горными лыжами. Путешествие, семья, горы, спорт, книжки – идеал, короче, какой-то такой.

– Представьте, что разговариваете с симпатичным вам молодым журналистом, решившим стать digital-издателем и возглавить амбициозный стартап. Дайте несколько советов, что нужно делать и от чего необходимо отказаться, чтобы стать успешным в этом деле?

– Про “возглавить” не знаю, знаю про “сделать”: думайте не от фич, а от людей, их интересов и потребностей. Не слишком поддавайтесь на инерцию – хотя чем дальше, тем сложнее будет не дать ей засосать вас и вашу компанию. Не нанимайте тех, кто не интересуется своей профессией вне работы.

– По какой-то причине вы больше не работаете в медиа. Чем займетесь?

– Управление футбольным клубом – тоже вроде бы интересная тема. Как-то давно я чуть не оказался в одном, и это был, наверное, единственный раз, когда я чуть не соскочил с медиа. Хотя спорт – это же тоже медиа. Что вообще сейчас не медиа?

– Опишите одной фразой ваш стиль работы как руководителя.

– “Вот эти люди знают и умеют больше чем ты, каким бы продвинутым ты себе ни казался; так дай же им нормально поработать”. Хотя все равно одной фразой не выходит: при всем при этом я все-таки обязан делиться с командой опытом и видением, не давать свалиться в инерцию, зажигать.

– Абстрактный вопрос, но все же: будущее – какое оно?

– Я точно не знаю. Но практика показывает, что оно может быть интереснее, чем мы думаем, и наступить быстрее, чем мы ждем.

Павел Власов-Мрдуляш 4 апреля 2017

Мы могли что-то пропустить.
Присылайте ссылки на интересные материалы
и новости, сделаем «Идеономику»
лучше вместе.

Введите слово на картинке в поле под ней
captcha

×