5 главных правил для любого руководителя
ЛидерыСаморазвитие

5 главных правил для любого руководителя

Автор strategy+business Эрик МакНулти напоминает то, о чем большинство из нас забывают

Недавно у меня была возможность взять интервью у двух руководителей в один день. И хотя интервью проводились для двух разных проектов и первоначально казались совсем непохожими, мои заметки показали большое сходство в том, как они ведут дела. Исходя из этого, можно составить инструкцию по основам руководства, которым должен научиться каждый лидер.

Первое интервью было с Софи Траншелл — генеральным директором Divine Chocolate, британской компании, которая работает по принципам «справедливой торговли» (fair trade) и поставляет какао из Ганы (фермеры из этой страны — совладельцы компании). Второй герой — Билл Сэндбрук, глава американской компании U.S. Concrete, которая производит стройматериалы. Траншелл раньше была активистом против апартеида, Сэндбрук начинал свою карьеру в армии.

В дополнение к ежедневным проблемам, связанным с управленческой работой, оба лидера стараются найти оптимальные способы производства продукта, состоящего из нескольких сырьевых компонентов, подверженных колебаниям цен и доступности. Каждый сталкивается с жесткой конкуренцией, которая требует баланса между стоимостью и качеством. У каждого из них сложные каналы распределения, где все может пойти наперекосяк. И оба преуспевают благодаря пяти часто забываемым принципам руководства.

1. Нанимайте людей, которые находят смысл в вашем бизнесе

Можно подумать, что каждый захочет работать в шоколадной компании, потому что все любят шоколад. Но то, что делает Divine Chocolate особым местом работы и привлекает таланты, — это не продукт компании, а ее социальная миссия. Траншелл сказала, что она стремится работать со «страстными и любопытными» людьми, которые хотят изменить мир к лучшему. Она ищет в них предпринимательский дух и желание увидеть «влияние миссии наряду с бизнес-влиянием».

С другой стороны, может показаться, что компании, производящей бетон, трудно привлечь самых талантливых работников. Но в мире, где все становится цифровым, работа с материальным, долговечным продуктом имеет свою привлекательность, уверен Сэндбрук. Он пытается найти людей, которые «любят строить вещи и проводить время на улице». Сэндбрук также заметил, что хочет, чтобы люди полюбили отрасль и компанию — чтобы бетон воспринимался не менее клево, чем шоколад.

2. Ставьте убедительные цели

Сэндбрук пояснил, что бетон — это «бизнес небольших, постепенных улучшений. Его нельзя развивать, опираясь на сотню показателей; сосредоточьтесь на ключевых. Если вы можете воодушевить вашу команду на достижение цели, то не так важно, что у вас за бизнес».

Траншелл отметила, что возглавляя относительно небольшую компанию, она должна убедиться, что все знают, что они делают. «Вы должны уметь хорошо рассказывать истории, чтобы люди знали, почему мы делаем то, что делаем. Я научилась этому, когда занималась активистской работой, — сказала она. — Информация должна быть открытой и прозрачной, чтобы каждый знал, где мы находимся и куда идем». Она регулярно отправляет сотрудников в Гану, чтобы они могли сами увидеть, как их работа влияет на фермеров, с которыми они работают.

3. Давайте возможности для роста и влияния

Траншелл говорит, что многим молодым людям «студенческий долг мешает действовать в соответствии с их ценностями». Социальные компании вроде Divine Chocolate могут заполнить этот пробел, выплачивая заработную плату, которая позволит молодым людям чувствовать свою значимость, но при этом сводить концы с концами и погашать кредиты. Кроме того, она нанимает людей на всех этапах их карьеры в каждом из географических районов, где работает компания, и дает этим сотрудникам свободу строить местный бизнес.

Сэндбрук сказал, что в U.S. Concrete существует четкая карта, показывающая, как дорасти до управленческого уровня.

«Будьте готовы рано принимать решения и получать вознаграждение за работу», — сказал он. Он хочет, чтобы люди на всех уровнях были стратегическими «шахматистами», готовыми принимать решения, быть инновационными и креативными. Стратегическое мышление в компании по производству бетона проявляется иначе, чем на социальном предприятии, но воздействие на бизнес может быть таким же мотивирующим, как и влияние на общество в целом.

4. Укрепляйте позитивную культуру

Сэндбрук рассказывает, что поощряет атмосферу сотрудничества и уважения, где эгоизм ограничивается с самого начала, а также говорит о большой терпимости к несущественным ошибкам, которые помогают приобрести опыт. «Если вы наказываете людей за ошибки, они будут стремиться к тому, чтобы ничего никогда не решать, — говорит он. — Это вредит бизнесу». Он также отметил, что концентрация на производительности компании означает, что никто не должен смотреть на часы. «Вы можете преуспевать здесь и жить своей жизнью».

Траншелл тоже говорит о «справедливой и всеобъемлющей» культуре, в которой «мы пытаемся оставаться гибкими и получать удовольствие». Будучи малым бизнесом, «мы можем собрать всех в одной комнате раз в месяц, чтобы отпраздновать успех и решить проблемы».

5. Вам нужна высшая цель

Траншелл сказала мне, что у нее есть проблемы с понятием лидерства как самоцели. «Вы [руководите компанией] не для того, чтобы быть руководителем, — говорит она. — Вы делаете это потому, что видите изменения, которые должны произойти, и можете внести свой вклад. Я считаю, что нам нужны ответственные и прозрачные компании, которые готовы бороться с социальной несправедливостью». Траншелл во многом опирается на свой опыт активиста, время, когда, по ее словам, люди хотели изменить мир и на самом деле сделали это. Она стремится передать не просто страсть, но и уверенность в том, что коллективные действия могут иметь последствия. «Многие люди думали, что Divine Chocolate не будет работать, — говорит она. — Мы верили, что будет, и она работает».

Сэндбрук пришел в частный бизнес после укрепления своего духа в армии. Его высшая цель — «достижение командой тех вещей, которые они, возможно, даже не считают возможными» — отражает это наследие. Он считает создание команды своим самым большим удовлетворением и самореализацией. «Это нематериальные достижения, — сказал он. — Я доволен, когда могу мотивировать их на более высокий уровень работы».

Трудная (и сладкая) правда: посреди безбрежного моря книг о лидерстве и новейших рекомендаций хорошо бы помнить, что изучение основ — самый первый и самый важный шаг к созданию большой и успешной организации.

Оригинал

Strategy + business 6 февраля 2017