На нервах: как успешно выступить в сложной ситуации
Саморазвитие

На нервах: как успешно выступить в сложной ситуации

4 ценных приема излагает автор Fast Company Анетт Грант

Групповое собеседование. Важнейшее заседание совета директоров. Презентация для инвесторов.

Если вы бывали в одной из этих ситуаций, то знаете, как трудно порой говорить уверенно, членораздельно и убедительно. Даже если вы понимаете, что ваша речь хороша, выступление заметно осложняется, когда ставки высоки. Вы не можете точно проконтролировать результат — но можете контролировать то, как говорите в данный момент. Вот несколько советов, как хорошо показать себя даже в самых пугающих условиях.

1. Сфокусируйтесь на том, что вы хотите сказать, а не на том, что люди хотят услышать

В первую очередь нужно сохранять сосредоточенность. Если вы чересчур усердно пытаетесь понять настроение аудитории и подстроить свое выступление под него, вы можете полностью потерять концентрацию. Вам может показаться, будто вы понимаете, что ваша аудитория хочет услышать, но вы не телепат. Конечно, их ожидания важны, но не будьте слишком одержимы стремлением угодить всем.

Прежде всего, вы их не знаете. Возможно, вам кое-что известно об их опыте и у вас есть какие-то обрывки информации, полученные от коллег, но зачастую вы не очень-то хорошо знаете людей, с которыми говорите. Кроме того, когда вы сидите напротив трех или четырех VIP-персон, каждый из них может хотеть совершенно разного.

И не рассчитывайте на сильную обратную связь от вашей аудитории. Опытные инвесторы и рекрутеры умеют быть невозмутимыми; они будут вежливы и профессиональны, но не обязательно станут раскрывать свои впечатления. При этом важно помнить, что эти невозмутимые взгляды не имеют к вам никакого отношения.

Как правило, чем более высокий уровень вашей аудитории, тем менее эмоциональной она будет (по крайней мере, тем более сдержанны они будут в плане выражения эмоций). Поэтому постарайтесь не переживать, о чем они думают. Скажите то, что собирались сказать — от всего сердца. Это единственное, что вы можете контролировать.

2. Поделитесь необычным фактом о себе

В напряженных ситуациях нужно произвести хорошее впечатление, но попытка как-то выделить себя может показаться рискованной. Есть несколько простых способов сделать это, не подвергаясь риску: это убедительные образы, красочные примеры или трогательные истории.

На недавней встрече я попросил свою команду поделиться моментами, когда они успешно справлялись с какими-то препятствиями — стандартный вопрос на собеседовании. Самым запоминающимся стал рассказ работника, который жил от зарплаты до зарплаты, прежде чем пришел на работу к нам. Он столкнулся с выбором — либо шагнуть назад и остаться со своими родителями в Калифорнии, либо пойти за своей мечтой и отправиться на холодный, морозный Средний Запад — что само по себе приключение для уроженца западного побережья. Вернуться домой было безопаснее, но он рискнул и переехал в Миннесоту. Решение окупилось не только для его карьеры, но и для моей компании, которой повезло получить такого сотрудника.

Личная история не должна быть совершенно потрясающей, красочной, запоминающейся. Ее цель — прояснить ваши ценности, идеи и опыт, которые оказали на вас наибольшее влияние. Сделайте это, и вы сможете выделиться даже в игре с высокими ставками.

3. Начинайте каждое новое выступление с напоминания о предыдущем

Недавно генеральный директор одной крупной корпорации нанял меня, чтобы помочь некоторым топ-менеджерам лучше выступать на советах директоров. Одной из самых больших проблем этих заседаний было то, что он называл «ванная мозгов»: все, что попало туда во время встречи, в конце полностью «сливается», так что трудно понять, помнят ли люди что-то из случившегося накануне.

Это проблема для ораторов, которым нужно, чтобы VIP-аудитория помнила их выступление во время следующей встречи. Поэтому никогда не лишним будет напомнить контекст. Например, если вы встречаетесь с командой инвесторов во второй раз, выделите одну-две минуты и напомните основные моменты вашей первой презентации.

Создавая контекст для нового выступления, вы тем самым затыкаете эти дырявые ванны. Точно так же во время затяжного процесса собеседований стоит периодически напоминать о фактах, играющих в вашу пользу.

4. Оставьте нервозность для вступительной части

Когда вы выступаете в условиях высокого давления, неизбежно возникает тревога. Некоторым людям легче с ней справиться, чем другим. Чтобы успокоить нервы, попробуйте транслировать напряжение в ритм выступления. Начните сильно, используя, например, серию вопросов:

Какие проблемы мы преодолели в прошлом? Какие проблемы мы должны преодолеть прямо сейчас? Какие проблемы нам, возможно, потребуется преодолеть в будущем?

Вы также можете повторять такие фразы, как «Подумайте об А. Подумайте о Б. Подумайте о В». Если вы cможете войти в ритм с самого начала, то дадите выход этой тревоге и найдете собственные зоны уверенности. Ритм — это один из методов, помогающих справиться с нервозностью.

Даже самые сильные ораторы могут столкнуться с проблемами, когда ставки слишком высоки. Но если вы будете держать эти стратегии в уме, то сможете выступать сильно и целеустремленно, даже если перенервничали в начале.

Оригинал

Fast Company 24 января 2017