Безумные гонки Илона Маска: придет ли конец фантастическим проектам предпринимателя?
Лидеры

Безумные гонки Илона Маска: придет ли конец фантастическим проектам предпринимателя?

Илон Маск — гений или шарлатан? Биограф предпринимателя Эшли Вэнс оценил масштабы проблем в компаниях Tesla, SpaceX и SolarCity

Илон Маск недавно выступил в мексиканском городе Гвадалахара с речью, которую он собирался произнести всю свою жизнь. Маск, с новыми, по-странному ухоженными усами, блестяще играл роль «стеснительного Тони Старка» перед толпой космических энтузиастов. Конечно, он сообщил им о своих планах по колонизации Марса – аэрокосмическая компания Маска SpaceX отправит тысячи ракет и людей на Красную планету, возможно, в течение десяти лет, и потратит на это около $10 млрд. Некоторые астронавты погибнут в ходе эксперимента. Где другие проведут остаток своих дней, Маск не уточнил.

Пока Маск продолжает ставить в тупик Землю. Отчасти техно-мессия – посланник из будущего, отправленный на Землю для спасения человечества от самого себя, – отчасти шарлатан: ловкий бизнесмен, впутывающий глупых инвесторов в еще более грандиозные и расточительные проекты. Каждый раз, когда одна из его компаний испытывает проблемы, Маск делает очередное невероятное заявление, будь то новый способ передвижения, интернет в космосе или колонизация Марса, которое будоражит нас или приводит в замешательство. Пытается ли Маск таким образом отвлечь от вызывающих тревогу деталей работы его компаний, или же те, кто сомневаются, просто недалекие люди, которые не пускают нас всех в прекрасное будущее?

Как ни крути, компании Маска находятся в непростом положении. Весной водитель автомобиля Tesla Motors, находившегося в режиме автопилота, разбился насмерть. ДТП с летальным исходом повлекло судебно-медицинскую экспертизу как со стороны регуляторов, так и со стороны потребителей. Кроме того, автопроизводитель испытывает сложности с выпуском автомобилей в соответствии с ожидаемыми показателями,  а предложенная Tesla сделка по приобретению SolarCity, компании Маска в области солнечной энергетики, была омрачена судебными исками от акционеров. Ведущие инженеры Tesla, а также двое высокопоставленных представителей отдела по связям с общественностью, покинули компанию. SpaceX только что пережила еще один взрыв ракеты, из-за чего будущее компании под угрозой. Однако вместо того, чтобы упасть на колени, Маск стал еще более заметным, яростно выступая против критиков в Twitter и корпоративном блоге Tesla.

В Кремниевой долине Маска обожают, им восхищаются, его идеализируют. Однако люди начали задумываться: не слишком ли много взял он на себя? Если это действительно так, то можно ожидать самого худшего сценария, ведь сейчас на кону практически все.

Tesla, SpaceX, и SolarCity перестали быть просто экспериментами. Tesla и SolarCity — публичные компании. SpaceX имеет огромное значение не только для американской космической программы, но и для стран и компаний по всему миру, которые хотят запустить спутники для связи, развлечений и обеспечения национальной безопасности. Если компании Маска потерпят крах, проблема будет не только в том, что интернет-плейбой спустил миллионы на свои прихоти. Десятки тысяч рабочих мест будут потеряны, миллиардное состояние — уничтожено, а технический прогресс – заторможен.

Известен пример, как Маск справляется с устроенным самому себе апокалипсисом. В 2008 году и Tesla и SpaceX находились на грани краха. Пытаясь выпустить первый электрокар Tesla под названием Roadster и безопасно запустить в космос ракеты SpaceX, Маск потратил почти все $200 млн, заработанных им при продаже PayPal. Ему пришлось одолжить деньги у друзей, а родители его будущей жены Талулы Райли предложили перезаложить свой дом для сохранения его компаний (он не стал пользоваться этой возможностью). Тогда же Маск разводился со своей первой женой Джастин, и СМИ, которые ранее пели ему дифирамбы, начали резко его критиковать.

«Он был похож на смерть во плоти, — вспоминала Райли в биографии Маска. — Я помню, как думала, что у него случится сердечный приступ, и он скончается. Он казался человеком на грани». В то время он страдал от того, что можно назвать ночным кошмаром индустриалиста. «Он испытывал физическую боль. Забирался на меня и кричал прямо во сне», — отметила Райли.

Однако Маск вырвался из этого темного периода, словно фокусник Гудини в горящей смирительной рубашке. Пока «правильные» автопроизводители объявляли о банкротстве на фоне мирового экономического кризиса, Маск убедил инвесторов вложить еще больше средств в Tesla. Затем он уговорил NASA дать шанс SpaceX и ее ракетам. После еще четырех лет разработок, благодаря удаче и силе воли, Tesla и SpaceX добились в некоторой степени прочного положения. В 2012 году Tesla выпустила седан Model S, который даже скептики в Детройте сочли, возможно, лучшим автомобилем в истории. Ракета SpaceX состыковалась с Международной космической станцией, а SolarCity – вышла на биржу. Маск глядел в бездну, а затем совершил, наверное, свой лучший бизнес-забег.

Получить самое непосредственное представление о состоянии дел в Стране Маска можно именно через Tesla. На протяжении слишком многих лет компания не могла наладить производство. Tesla продолжает выпускать новые продукты на рынок с опозданием. Компания регулярно не выполняет прогнозы по продажам и срокам поставок из-за задержек в производстве, а ее автомобили стоимостью по $100 тыс. по-прежнему имеют недочеты. Tesla смогла продвинуться дальше с производством своих дорогих батарей на заводе в Неваде, однако пока компания не может найти способ выйти на прибыль. Игроки на понижение, которые «обожглись» во время успехов Tesla после выпуска Model S, вновь действуют в полную силу; некоторые из них с уверенностью заявили, что компания мчится навстречу страшной кончине.

Маск знает обо всех этих проблемах не понаслышке и, по меньшей мере, задумывался о своей способности преодолеть это все в одиночку. Несколько лет назад Маск был близок к тому, чтобы сделать CEO Tesla Тони Фаделла, создателя плеера iPod и бывшего CEO компании Nest. «Мы с Илоном неоднократно говорили о том, чтобы я присоединился к Tesla в качестве CEO», — рассказал Фаделл в 2014 году, как говорится в биографии Маска. По некоторым данным, Маск также вел переговоры с бывшим CEO компании Skype Тони Бейтсом о возможной руководящей позиции. Сам Бейтс не прокомментировал эту информацию. Однако Маск всегда неохотно уступал контроль над компанией и продолжает лично заниматься ежедневными операциями. В случае сомнений, Маск ставит на самого себя.

Помимо финансовых и производственных проблем, Tesla столкнулась с наихудшим PR-кризисом со времен выпуска Roadster. На компанию, главного покровителя технологии автопилотирования, обрушивается волна критики при каждом ДТП с участием ее машин. В ответ на это Маск предоставляет огромные объемы статистических данных, которые скорее оправдывают технологию, чем вызывают сочувствие. Очень многие не разделяют такой «алгоритмичный» подход Кремниевой долины.

В SpaceX, между тем, ситуация складывается лучше, хотя и не намного. За последний год компания достигла таких высот, запуская и возвращая обратно на Землю ракеты, что эти невероятные достижения стали казаться чем-то вроде рутины. Однако в начале сентября ракета SpaceX взорвалась на стартовой площадке – это второй подобный случай за последние 15 месяцев. Никто не погиб, но взрыв дал новые поводы критикам SpaceX и заставил усомниться даже верных ее потребителей.

Сомнения по поводу Маска, с учетом всего этого, понятны. Возможно, он действительно сбился с пути, и Tesla, SolarCity и SpaceX останутся в итоге лишь образцовыми кейсами для изучения высокомерия.

Однако, как человек, на протяжении многих лет исследовавший личность Маска, я сильно сомневаюсь в таком исходе и нахожу цинизм, окружающий его, чем-то средним между «депрессивным» и «невежественным».

Империя Маска сейчас имеет куда более прочное основание, чем в тяжелые дни 2008 года. Tesla, SpaceX и SolarCity – настоящие компании с заводами и десятками тысяч сотрудников. Маск имеет уже достаточно доверия и «звездной» власти, чтобы с относительной легкостью находить деньги или расчитывать на помощь своих сверхбогатых друзей, разделяющих его стремления. Его компании разработали технологии мирового класса, и уж точно найдется ряд тех, кто готов приобрести любое из его предприятий.

Только по технологических меркам компании Маска уже достигли устойчивого влияния на мир. Так, превращение электрокара в реальность свершилось в основном благодаря тому, что Tesla, продавая десятки тысяч дорогостоящих автомобилей, вынудила дать ответ таких гигантов отрасли, как BMW, Audi, Mercedes, Volkswagen. Программное обеспечение Tesla также сделало автомобильную отрасль вновь интересной. Производителям пришлось усовершенствовать ПО в своих автомобилях и ускорить запуск программ автопилотирования.

SpaceX, которой уделяют меньше внимания, может быть, является даже более великим достижением Маска. Вряд ли найдется более патриотичная история, чем история о том, как южноафриканский иммигрант использовал свои собственные деньги, чтобы вернуть жизнь в аэрокосмическую отрасль США.

До SpaceX считалось ненормальным, чтобы человек пытался конкурировать с государствами, имеющими многолетний опыт работы и миллиардные бюджеты. Сейчас  количество ракетных компаний множится, и они пытаются конкурировать со SpaceX по цене. По мере падения стоимости космических путешествий десятки других стартапов предложили новые виды спутников, которые обещают изменить технологии в различных областях, от передачи изображений до медицины.

С развитием автомобилей, энергетики и освоения космоса, Маск открыл новую индустриальную эпоху. Внезапно мир машин и инфрастуктуры оказался готов к молниеносному развитию. Без преувеличения можно говорить о том, что Маск сырал огромную роль в изменении мира.

И тот факт, что мы забываем обо всем этом, дело рук самого Маска: каждый раз, когда его компании достигают прочного положения, он продолжает обещать все больше и больше, стирая память о прошлых достижениях. Возможно, он впал в зависимость от преодоления самого себя.

Уолл-стрит и обычные наблюдатели часто находят отталкивающим подход Маска, и это абсолютно понятно. Они хотят получать устойчивые показатели прибыли за акцию и прямой диалог, а Маск постоянно изобретает и настолько готов к рискам, что это свело бы остальных с ума. Однако именно потому, что Маск всегда управлял своими компаниями на грани возможного, он достиг таких высот.

Оригинал

Bloomberg 17 октября 2016