€ 72.81
$ 62.21
Михаил Фридман: Как стать предпринимателем
ЛидерыСаморазвитиеСвой бизнес

Михаил Фридман: Как стать предпринимателем

«Роснефть» закрыла сделку по покупке ТНК-BP. Российские акционеры ТНК-BP получили за свои 50% акций компании беспрецедентные для российского бизнеса $28 млрд. Половина этой суммы досталась «Альфа-групп», создатель и главный акционер которой Михаил Фридман недавно был признан бизнесменом года по версии российского Forbes.

Фридман редко выступает публично, но в 2010 году он прочел в своем родном Львове увлекательную лекцию о том, как стать предпринимателем. Мы публикуем ключевые тезисы выступления.

У каждого, кто решит посвятить свою жизнь предпринимательству, есть шанс добиться практически неограниченных успехов. Мир меняется и глобализируется, действительно трудно стать очень крупным предпринимателем в маленькой или в очень бедной стране. Но тем не менее самым состоятельным человеком в мире является мексиканец Карлос Слим, представляющий далеко не самую большую и не самую богатую страну в мире. Начав в маленьком городке, он создал огромную бизнес-империю, которая работает практически на всем латиноамериканском континенте и успешно конкурирует с представителями других экономик мира, гораздо более масштабных и сильных.

Предприниматели представляют категорию людей, у которых в достаточно равной степени развиты оба полушария мозга. Считается, что у людей, которые обладают аналитическими склонностями, склонностями к естественным наукам, к логике, к расчетам, более развито правое полушарие. А левое полушарие отвечает, скорее, за творческие наклонности, за интуицию, за креативное мышление. Возможно, из успешных предпринимателей получились бы не такие хорошие ученые или не такие яркие художники, но у них, видимо, есть немного и того, и другого таланта.

С одной стороны, предпринимательство – это вещь, которая развивается на расчете, на экономике, на вполне трезвом и очень точном подходе, на планировании деятельности и подсчете ее результатов, эффективности. С другой стороны, так же, как и у творческих людей, главным объектом работы предпринимателей является человек. А человек, как известно, существо очень сложное, противоречивое, и только с аналитическим методом к нему подходить достаточно трудно, особенно, когда речь идет о таких «тонких» вещах, как построение команды в бизнесе или отношений с партнерами или с властями. Поэтому мне кажется, что успешный предприниматель – это тот, кто, с одной стороны, может очень точно, хладнокровно и взвешенно рассчитать, что будет, а с другой стороны, умеет и любит общаться с людьми, хорошо чувствует человеческую природу, иногда даже на интуитивном уровне понимает мотивы и формы поступков других. То есть бизнес – это наука о поведении людей, и больших масс, и отдельных, ярких индивидуумов.

Предпринимательский талант – это такой же талант, как и любые другие сферы человеческой деятельности. Он такой же, как научный талант или творческий, литературный. В принципе, можно заниматься чем угодно — если есть талант к этому делу, все будет хорошо. Чтобы заниматься бизнесом, надо четко ощущать не на уровне расчетов и экономических обзоров, но интуитивного, внутреннего восприятия какую-то потребность, которая носится в воздухе, которая в обществе на сегодняшний день не удовлетворена. И попытаться ее удовлетворить.

Предпринимателю присущ здоровый авантюризм. На заре кооперативного движения, у нас был офис в помещении Института химической физики. Мы арендовали кусочек помещения, по соседству в здании работали наши ровесники (тогда мне было около 24-25 лет), выпускники лучших советских вузов, – МФТИ, МГУ, МИФИ, – советская научно-техническая элита. Они были молодые кандидаты наук, ребята во всех отношениях блестящие, образованные, умные, эрудированные. Мы дружили, общались, я им говорю: «Ну, давайте, присоединяйтесь». И они сперва вроде с интересом к бизнесу относились, но потом очень так логично и обстоятельно объясняли мне, почему этим заниматься нельзя. Нужен стартовый капитал, которого нет, что, в принципе, было правдой. Потом мне объясняли, что это опасно, – рэкет, бандитизм, что тоже абсолютно соответствовало действительности. Третье: они говорили, что советская власть все равно это не разрешит, и всех в итоге посадят. Называли десять причин, по которым точно нельзя было заниматься бизнесом. После чего мы продолжали заниматься бизнесом, а они, в свою очередь, продолжали заниматься научной деятельностью.

Через несколько лет институт распался, они остались без работы. Я не хочу критиковать их логику — ответов на те вопросы, которые они ставили, у нас не было, но была внутренняя убежденность, что мы справимся. Собственно говоря, часто бизнесмен действует в очень противоречивых обстоятельствах, ему очень трудно точно рассчитать все факторы и условия своей деятельности. И более того, если все можно точно просчитать, – это уже не бизнес, а просто техника исполнения. А здоровый авантюризм, уверенность, что в быстро изменяющемся мире ты найдешь правильное решение, это и есть одно из важнейших качеств для бизнесмена.

Гибкость в тактических вопросах и твердость в отстаивании своих стратегических целей. Как и авантюризм, это качество в обычной жизни является спорным с точки зрения положительности, да и вообще редко встречается у людей. Эта гибкость иногда создает ощущение беспринципности. Очень часто в общественном сознании бизнесмены – люди аморальные, потому что готовы дружить со вчерашними врагами, объединяться против тех, с кем дружили позавчера и т.д. И с точки зрения человеческой этики это кажется беспринципным. Тем не менее, эта тонкая грань между тактикой и стратегией, между тактическими, текущими задачами и стратегическими целями, – крайне важное качество.

Предпринимательство – это вещь очень конфликтная. Большинство людей не любит участвовать в конфликтах, и это нормально. Люди любят дружить, договариваться, общаться в хорошем тоне со своими знакомыми и близкими. Но бизнес предполагает нацеленность на конфликт, если это необходимо, готовность к нему. Человек в бизнесе должен быть готов жестко отстаивать свои интересы.

Из всех видов человеческой деятельности предпринимательство в каком-то смысле наиболее близко войне. Те же корпоративные войны отражают степень накала борьбы, остроты, бескомпромиссности. Если у человека существует внутренняя готовность к подобной войне, комфорт в состоянии конфликта, – это предпосылка для того, чтобы у него в бизнесе все получалось.

Адекватная оценка себя и окружающих. Иногда люди путают это с цинизмом и обвиняют предпринимателей в очень циничном отношении к действительности. Но предприниматель, наверное, обязан воспринимать мир очень адекватно, предполагая наиболее негативный сценарий развития той или иной ситуации, самые неприятные поступки со стороны окружающих, в том числе близких людей. Ведь мы говорим о бизнесе, где бывают конфликты и с друзьями…

Мне кажется, что это качество полезно не только для бизнеса. Конечно, удобно заблуждаться и жить в иллюзиях относительно своих знакомых и приятелей, других, малознакомых людей… Но лучше относиться к жизни более трезво.

Предпринимательство — одна из самых замечательных и интригующих форм человеческой деятельности, захватывающих, вызывающих яркие эмоции. Оглядываясь на свое скромное участие в бизнесе в течение уже более 20 лет, я иногда думаю, что оно мне напоминает хороший триллер — пока со счастливым исходом. Когда привыкаешь жить в таком жанре, то без него становится очень скучно. Я, например, через несколько дней отдыха ощущаю потребность вернуться к привычному роду деятельности. Такой образ жизни является немного сумасшедшим, но, в то же время, очень интересным.

И я всем, кто в себе чувствует такие навыки, склонности и таланты заниматься предпринимательством, это советую. Это действительно интересно и увлекательно, и ваша жизнь, мне кажется, будет очень насыщенной и яркой. Успехов вам всем!

Полный текст лекции Михаила Фридмана, организованной в цикле «Публичные лекции «Полит.ру»

У "Идеономики" появился Telegram-канал, присоединяйтесь!

22 марта 2013