Как изменить поведение любого человека: 7 бесценных приемов
Лидеры

Как изменить поведение любого человека: 7 бесценных приемов

Исследование: что делают и чего не делают успешные лидеры, под влиянием которых меняются их коллеги.

Что делают и чего не делают успешные лидеры, под влиянием которых меняются их коллеги, рассказывают Джек Зенгер и Джозеф Фолкман из консалтинговой фирмы Zenger/Folkman в своей статье для HBR.

Когда-нибудь пытались изменить поведение людей, окружающих вас на работе? Это бывает ужасно утомительно. Очень часто такие усилия дают противоположный результат — подрывают эффективность работы или заставляют человека еще больше упереться. Но есть подходы, которые работают эффективнее других.

Мы изучили базу данных на 2852 человека — непосредственных подчиненных 559 руководителей. Подчиненные оценили своих менеджеров по пяти десяткам параметров, в том числе по их эффективности в проведении перемен — в том, насколько менеджер способен направить людей в том направлении, в каком хочет двинуться организация. Потом мы проанализировали тех, у кого получился самый высокий и самый низкий рейтинг по этому параметру, и сравнили их по других параметрам.

Мы обнаружили, что некоторое поведение не слишком помогает изменить других. Например, вот чего делать не стоит:

Быть милыми и приятными. Простите, но по части перемен у приятных людей получается слабо. Было бы здорово, если бы все, что требовалось для перемен — это теплые, позитивные отношения с людьми. Увы, это не так.

Забрасывать людей бесконечными просьбами, предложениями и советами. Большинство опрошенных это чрезвычайно раздражает, а не побуждает меняться. (Но именно этот подход многие применяют поначалу, хотя успехов он не приносит.)

Затем мы проанализировали типы поведения, которые действительно коррелируют со способностью лидера проводить в жизнь перемены. Мы нашли семь таких, которые точно помогают другим меняться. Вот они — от самых значимых до менее значимых.

1. Вдохновлять других. Есть два распространенных подхода, к которым большинство из нас прибегают, когда пытаются мотивировать других на перемены. Назовем их «толкай» и «тяни». Некоторые люди интуитивно подталкивают других, твердо говоря им, что нужно поменяться, часто напоминая им об этом и иногда грозя определенными последствиями. Мы уже отмечали, что классический подход «толкай» работает не очень-то хорошо.

Альтернативный подход — «тяни». Его можно применить разными способами. В том числе работать с человеком, задавая ему цель на будущее, изучать альтернативные способы достижения цели, собирать мнения других о том, какими методами лучше двигаться дальше. Этот подход лучше всего работает, когда вы сначала определяете, чего пытается добиться человек, а затем выстраиваете связь между этой целью и переменами, которые вы предлагаете. Вдохновляющие лидеры понимают необходимость установления эмоциональной связи с коллегами. Они хотят пробудить стремление, а не страх. Еще один подход — это наладить убедительную рациональную связь с человеком, объяснить ему логику перемен.

2. Замечать перемены. Масса управленческих советов посвящены тому, как лучше решать проблемы. Но есть еще более важный шаг — способность распознавать проблемы — ситуации, где нужны перемены, — и предугадывать возможные ловушки в них.

Например, в одной компании, с которой мы работали, часто было слышно, как людей хвалят за их героические навыки в области кризис-менеджмента — за то, что они спасали проекты на грани провала или обеспечивали поставку задержавшегося продукта вовремя. Новая руководительница увидела в этом серьезную проблему. Она правильно поняла, что это не признак хорошей работы, а симптом нарушенных процессов.

3. Обозначать ясную цель. Фермер, который пытается прокладывать прямые борозды, выбирает точку на расстоянии и постоянно движется в ее направлении. Перемены приносят результат, когда все смотрят на одну и ту же цель. Поэтому самые продуктивные дискуссии о предлагаемых переменах — те, что начинаются со стратегии, которой эта цель служит.

4. Подвергать сомнению стандартные подходы. Успешные проекты перемен часто требуют от лидеров бросать вызов стандартным подходам и находить возможность маневра вокруг старых практик и правил — даже если это священные коровы. Лидеры, которым перемены удаются, готовы усомниться даже в правилах, отлитых в граните.

5. Вызывать доверие к своим суждениям. Это предполагает улучшение как своих доводов, так и впечатлений окружающих о них. Хорошие лидеры принимают решения внимательно, собрав данные из разных источников и опросив тех людей, у которых точно будут разные мнения о проблеме. Они понимают, что когда ты просишь у других совета, это свидетельство твоей уверенности и силы, а не слабости. Если другие не доверяют вашему суждению, то будет трудно добиться от них перемен, которых вы ждете.

6. Иметь мужество. Аристотель говорил: «В этом мире ничего не добьешься без мужества. Это величайшее качество ума после чести». Каждая новая программа, которую вы начинаете как руководитель, каждый новый нанятый сотрудник, каждая перемена в процессах, каждая идея нового продукта, каждая реорганизация, каждая ваша речь, каждая неприятная обратная связь и каждая инвестиция требует мужества. 

Мы часто слышим, как люди говорят: «Ох, мне это как-то некомфортно делать». По нашим наблюдениям, в значительной степени то, что делают лидеры — и особенно проекты перемен — требуют готовности жить в дискомфорте.

7. Сделать перемены приоритетом. Один из законов термодинамики — тело, находящееся в покое, склонно оставаться в покое. Затормозить, остановиться, остаться в покое — это не требует усилий. Это происходит очень естественно. И многие проекты перемен неудачны, потому что они становятся лишь одним из сотни приоритетов. А чтобы перемены состоялись, нужно расчистить все остальные конкурирующие приоритеты и пролить свет на один-единственный — программу перемен. Нужно ежедневно уделять внимание этой программе, отслеживать ее успехи и поощрять других.

Если вы научитесь добиваться перемен, это принесет пользу во всех аспектах вашей жизни, и в бизнесе, и дома. И это поможет вам изменить себя.

Оригинал

Интересная статья? Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать на почту еженедельный newsletter с анонсами лучших материалов «Идеономики» и других СМИ и блогов.

Harvard Business Review 4 августа 2015

Мы могли что-то пропустить.
Присылайте ссылки на интересные материалы
и новости, сделаем «Идеономику»
лучше вместе.

Введите слово на картинке в поле под ней
captcha

×