Вы умнее своего шефа? Это нормально
Лидеры

Вы умнее своего шефа? Это нормально

Исследования показывают, что связь между уровнем интеллекта и эффективностью лидерства — очень слабая.

Часто интеллект называют одним из важнейших качеств успешных бизнес-лидеров. Но как показывает анализ Тимоти Джаджа, профессора бизнес-школы Университета Нотр-Дам, между интеллектом и лидерством очень слабая связь. Лидеры чаще демонстрируют заметную экстраверсию и добросовестность, чем высокий интеллект.

Так откуда же взялась идея, что высокий IQ необходим для эффективного руководителя? Может быть, из того, что мы воспринимаем лидеров как людей более умных, чем они являются на самом деле: мы знаем, что это люди влиятельные, и считаем, что таким влиянием могут обладать только люди очень умные. И действительно, когда речь идет не о тестах интеллекта, а о его субъективных оценках, между этими оценками и уровнем лидерства обнаруживается высокая связь.

Кроме того, лидерами нередко становятся люди, которые хорошо справлялись со школьными заданиями, и это опять же внушает впечатление, что они умнее среднего (хотя академические успехи и интеллект — явно не одно и то же). Ряд исследований показал, что между академическими достижениями и лидерством опять-таки есть сильная корреляция.

Конечно, из этого не следует, что ваш шеф — идиот. Джадж  и его соавторы считают, что лидеры для успеха должны обладать несколькими полезными характеристиками — в том числе, например, интеллектом, достаточным для эффективных решений, харизмой, помогающей убеждать, мотивацией, чтобы действовать настойчиво. Поэтому если брать какую-то одну конкретную черту, то ее корреляция с качеством лидерства будет слабой.

И с другой стороны, альтернативные формы интеллекта — эмоциональный интеллект — могут быть не менее, а то и более важными для успеха руководителя, чем традиционный показатель IQ.

Наконец, ваш шеф может прекрасно понимать, что он не так умен, как некоторые его подчиненные. Успешный лидер знает свои сильные и слабые стороны и стремится создать эффективную команду, нанимая людей более умных или более способных в чем-то, чем он сам.

И это вдохновляет: не надо быть супергением, чтобы преуспеть в бизнесе. Быть эффективным лидером скорее значит иметь правильный набор качеств (в том числе и интеллект) и уметь обращаться к другим людям, которые знают больше вас.

Оригинал

Интересная статья? Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать на почту еженедельный newsletter с анонсами лучших материалов «Идеономики» и других СМИ и блогов.

Business Insider 16 июля 2015