Правило треугольника: что нужно и что не нужно рассказывать детям о карьере
Лидеры

Правило треугольника: что нужно и что не нужно рассказывать детям о карьере

Даже выдающиеся лидеры не могут решить, как правильно настроить детей на успех. А вот как.

Об ошибках родителей и об основах будущего успеха, которые можно заложить в молодости, рассказывает Джеймс Ситрин — старший партнер и член правления консалтинговой фирмы Spencer Stuart, автор книги The Career Playbook.

«Мы в совете директоров после ужина неизбежно собираемся и обсуждаем детей и их карьеру, — рассказал мне недавно Дэйв Кэлхун. — И честно говоря, мы часто не понимаем, как их помочь. Если уж человек с опытом Кэлхуна испытывает такие трудности — а он председатель совета директоров Nielsen, входит в советы директоров Boeing и Caterpillar и в управляющий комитет Blackstone, – он явно в этом не одинок.

По правде сказать, трудно советовать детям о том, как сегодня устроена карьера и как вообще найти работу, не говоря уже о хорошей работе. Все родители любят своих детей и хотят, чтобы те нашли в своей жизнь самодостаточность, смысл и счастье. Но в то же время ваши советы уже могут не иметь той силы — мир изменился с тех пор, как вы искали работу после университета. Более того, вероятно, ваши дети воспримут это как то, что вы хотите, чтобы они превзошли ваши собственные успехи, а тогда даже самая доброжелательная беседа может пройти напряженно.

Так что нужно делать — а чего не нужно, — когда вы хотите помочь своим детям с выбором карьеры?

Для начала расскажите им, что на первом этапе их будут ценить скорее за потенциал, чем за опыт и достижения. Я называю это «фазой амбиций» — здесь нужно приложить всю свою интеллектуальную и межличностную энергию, отдавать организации свой энтузиазм, рабочий настрой и энергию. Это этап открытий, этап обучения и усвоения знаний; это время, когда ваши дети получат первый опыт, который повлияет на всю их карьеру. Самая важная задача — это раскрыть свои сильные стороны и интересы и начать приобретать востребованные на рынке навыки. Нужно пробовать как можно больше разных занятий и задач и получать обратную связь от коллег, друзей и учителей, чтобы понять, в чем они на самом деле хороши (а в чем нет).

Примерно с 25 до 30 лет наступает «фаза обещаний». На этой фазе ценность человека уже начинают признавать путем повышения зарплаты, карьерного повышения и доступа к лучшим проектам и наставникам. Ваши дети должны и дальше исследовать свои интересы и таланты, но теперь нужно начать вырабатывать репутацию и профессиональный путь, основанный на конкретных навыках, и в этом качестве вносить важный вклад в работу организации. На этом этапе поощряйте их искать ответы на ряд вопросов: предпочитают ли они работать в одиночку, в небольшой проектной команде или в большой организации, действительно ли они готовы соглашаться с работой допоздна и в выходные, которой требует занятость в прибыльных секторах вроде технологий и финансов. Они должны начать осмыслять, где им работается лучше — в конкурентной среде, где есть звезды и все остальные, или же в культуре, где упор делается на командную работу. Честные ответы на такие вопросы помогут им набрести на более подходящий карьерный путь.

Если с поиском ответов возникают трудности, постарайтесь объяснить, что есть три конкурирующих фактора, между которыми неизбежно придется искать компромиссы:

Удовлетворенность работой — внутреннее качество того, над чем мы работаем, значимость роли и должности, насколько мы самостоятельны в этой работе и многому ли учимся, гордимся ли мы брендом своей организации.

Образ жизни: где мы живем, по какому графику работаем, насколько управляем своим графиком, как ездим на работу, да и общие условия работы.

Деньги: основная зарплата, возможность получения бонусов, акций и других долгосрочных видов компенсации.

Таков карьерный треугольник. Довольно легко добиться максимума в одной из его вершины, и не так уж невозможно — хорошего результата по второму показателю. Но — особенно в первые годы — невероятно сложно добиться максимума по всем трем направлениям. Если ваша дочь жалуется на то, что в инвестбанке, где она стажируется, приходится работать для поздней ночи, пусть она задумается, действительно ли ей нравится эта работа. Если нет, то она сделала упор лишь на одну вершину треугольника. Или если ваш сын никак не может свести концы с концами, работая в благотворительной организации, но любит свою работу и ему нравится, где он сейчас находится, то пусть он попробует жить более скромно и поймет, что чуть позже у него еще будет возможность перенастроить свою карьеру с прицелом на более высокий доход.

Есть один совет, который кажется настолько очевидным, что многие люди о нем просто не говорят. Если ваш сын или дочь хотят заработать много денег, самый правильный способ — пойти в отрасль, где работа хорошо оплачивается. 

Последнее, что нужно подчеркнуть — это сила отношений. Они крайне важны и для того, чтобы получить работу, и для того, чтобы быть успешным на работе. Но это еще и один из самых важных факторов счастья в целом. Поощряйте своих детей всегда стремиться помогать другим, особенно стараться быть вежливыми с людьми (прежде всего в профессиональном контексте), невзирая на их возраст и роль. В то же время я бы предостерег: не убеждайте детей заниматься нетворкингом. Поверьте мне, они и так уже будут наслышаны о том, что все вопросы решаются через нетворкинг. Они уже, наверное, убеждены, что им нужны связи, чтобы найти работу. Им не только не нужно дополнительное давление на этот счет, но и наоборот: они будут продуктивнее и счастливее, если вы подтолкнете их поменьше тратить усилий на нетворкинг и побольше — на создание осмысленных отношений, основанных на взаимности.

Конкретные советы по поиску работы ваши дети найдут где-нибудь еще. От вас они ждут другого: помогите им обдумать компромиссы, на которые им придется пойти. И не позволяйте себе все сравнивать со своим собственным опытом — «Вот как я это сделал, и тебе тоже стоит так действовать». Нет, пусть ваша дочь или сын поймут, что их карьера, скорее всего, пойдет извилистым путем, то налево, то направо, и так много раз. Вы не можете дать им карту этого пути, но можете дать им понять, что такая карта существует, и научить их самостоятельно ее осваивать.

Оригинал

Интересная статья? Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать на почту еженедельный newsletter с анонсами лучших материалов «Идеономики» и других СМИ и блогов.

Harvard Business Review 3 июня 2015

Мы могли что-то пропустить.
Присылайте ссылки на интересные материалы
и новости, сделаем «Идеономику»
лучше вместе.

Введите слово на картинке в поле под ней
captcha

×