Дэниел Гоулман: Хотите, чтобы ваши сотрудники стали более творческими? Сделайте вот что…
Лидеры

Дэниел Гоулман: Хотите, чтобы ваши сотрудники стали более творческими? Сделайте вот что…

Современный композитор Филип Гласс работает над новой музыкой исключительно с 11 утра до 3 часов дня. Это, по его словам, время, когда к нему приходят творческие идеи. Когда режиссеру Джорджу Лукасу нужно написать или отредактировать сценарий, он запирается в маленьком коттедже за своим домом, где нет телефона и куда не допускаются посетители.

В рабочей дисциплине этих изобретательных творцов можно обнаружить важный урок по части управления креативностью: защищенный от внешнего воздействия пузырь времени и пространства подстегивает воображение.

Эта идея противоречит распространенному мнению, прежде всего представлению, что достаточно посильнее надавить на работников, и вы выжмете из них инновационные идеи. Многие менеджеры предполагают, что если всего лишь собрать народ на обязательный мозговой штурм, то каждый участник выложит на стол лучшее, на что способен.

Согласно новым исследованиям творческого процесса, это ужасная ошибка. В экономике знаний, где конкурентное преимущество возникает благодаря опоре на самые инновационные идеи и их достойное исполнение, лидерам всех уровней стоит поразмыслить над этими выводами.

В исследовании под руководством Терезы Амабиле, директора по исследованиям Гарвардской школы бизнеса, ученые попросили больше 1000 работников исследовательских, маркетинговых и ИТ-отделов постоянно вести дневники. Этот массив данных показал, что есть серьезный разрыв между представлением менеджеров о том, как лучше всего поддерживать творческие усилия, и представлением об этом тех людей, которые, собственно, эти усилия предпринимают.

Маленькие победы — в счет

Когда исследователи попросили менеджеров назвать самые эффективные способы поощрить креативность, самым частым ответом была «похвала за хорошую работу». А из опроса работников выяснилось, что «пряник №1» — это постоянная поддержка руководителем их повседневных достижений. И лишь 5% менеджеров понимали это. Постепенное движение к большой цели, даже маленькие успехи, заряжает людей хорошим настроением и стимулирует креативность.

Участники творческих команд также описали самые распространенные ошибки менеджеров, которые мешают творческой работе. Среди них были как стремление отмахиваться от идей и игнорирование предложений, так и подрыв творческих устремлений работника ввиду его неожиданного перевода на другой проект или неожиданной смены настроений у руководства. Исследователи рекомендуют руководителям устанавливать четкие цели и затем позволять подчиненным достигать этих целей по-своему.

Эврика!

Гарвардские ученые также рекомендуют начальникам защищать время и ресурсы работников, чтобы в какие-то периоды они могли полностью сосредоточиться на своих проектах. А исследование, проведенное в Лондонском университете, показало, что в моменты, предшествующие творческим озарениям, разум обычно расслаблен и открыт к новым идеям; это следует из анализа мозговых волн.

Иначе говоря, творческие находки не могут быть сочинены по требованию: они должны созреть. Первый шаг в творческом процессе — это погружение в проблему и имеющиеся взгляды, а затем сбор всякой имеющей отношение к делу информации. Но на следующем этапе эти интенсивные усилия уступают место «подсознательной когнитивной» работе над проблемой — установлением новых нейронных соединений в мозгу. Если человек постоянно отвлекается, то это подрывает умственное пространство, в котором идеи вызревают.

Уроки Google

Эти выводы пригодятся любому, в чьи задачи входит проработка стратегии. Обычно формулирование конкурентной стратегии предполагает, что вы придумываете идею, а потом анализируете ее ценность. Проблема в том, что никто не расскажет вам, как придумать идею.

Сергей Брин и Ларри Пейдж, основатели Google, знают кое-что об этом. Они ввели знаменитое правило — пятую часть рабочего времени сотрудники могут посвящать исключительно личным творческим проектам. Но задолго до Google 3M отводила 15% рабочего времени своих сотрудников на то же самое.

Похожими идеями руководствовалась Xerox PARC, легендарный исследовательский центр Кремниевой долины, где творческие работники были изолированы от «рыночного» давления, получая время на размышления, исследования и совместное творчество. Именно там появились лазерные принтеры и графический интерфейс современных ОС — окна и иконки.

Так что сейчас хорошо было бы понять, что попытки выжать из людей больше могут подавить творческий процесс и повредить будущему компании. Лучший совет для того, кто управляет творческими людьми — это создать для них правильные условия.

 

Оригинал поста — danielgoleman.info/2011/want-creative-workers-loosen-the-reins-boss/

Дэниел Гоулман 12 января 2013

Мы могли что-то пропустить.
Присылайте ссылки на интересные материалы
и новости, сделаем «Идеономику»
лучше вместе.

Введите слово на картинке в поле под ней
captcha

×