€ 99.50
$ 92.30
Проклятие лидерства: когда харизматики опасны

Проклятие лидерства: когда харизматики опасны

Оказывается, руководители с высокой харизмой слабы в тактике, а руководителям с низкой харизмой плохо дается стратегия. Есть ли золотая середина?

Лидерство Саморазвитие
Эрнесто Че Гевара

Если выбирать только одно качество, которое непременно должно быть у руководителя, это, безусловно, харизма. Известные лидеры неизменно ассоциируются с этим волшебным словом, и исследования свидетельствуют о том, что харизматичные люди внушают больше доверия, вызывают преданность и отличные результаты у своих последователей. Но такие, казалось бы, позитивные вещи, как политические умения или уверенность в себе, иногда бывают чрезмерными: хорошего, как говорят исследователи, бывает «слишком много». Можно ли такое сказать и о харизме? Об этом — новое исследование в Journal of Personality and Social Psychology.

Жасмин Вергауве из Университета Гента и ее сотрудники начали с изучения сотрудников международной аэрокосмической компании, в основном американцев. Они сосредоточились на 300 руководителях, две трети из которых были мужчинами под пятьдесят. Участники оценивали себя на присутствие харизматических лидерских качеств, а также свою эффективность как руководителей. И чем более харизматичными они себя считали, тем более высоко ценили свою эффективность. Но когда другие сотрудники организации оценили тех же лидеров, возникла другая картина. В каждой группе — коллеги, подчиненные и менеджеры, — вырисовывалась одна и та же модель: лидеры с очень низкой и с очень высокой харизмой считались менее эффективными, чем те, которые получали среднюю оценку харизматичности. Харизма была полезной до определенной степени, но при превышении определенного порога она становилась вредной.

Если в больших дозах харизма токсична, то возможно, изучив список ее составляющих, мы сможем понять, почему. В более ранних исследованиях команда Вергауве использовала меру харизматической личности, состоящую из четырех аспектов: смелости, колорита, воображения и озорства. У каждого из них есть очевидные лидерские преимущества, но они могут создавать и проблемы: например, колоритные лидеры экстравертны и способны вдохновлять, но предпочитают быть в центре внимания вместо того, чтобы незаметно трудиться в поте лица над будничными делами. Аналогично, лидеры с богатым воображением обладают хорошим видением и креативностью, но могут оказаться эксцентричными и уделяют внимание только общей картине. Вергауве посчитала, что эти аспекты могут мешать конкретным видам деятельности руководства, и во втором исследовании команда протестировала это.

Почти триста бизнес-лидеров из 23 разных стран вместе с тысячами сотрудников прошли аналогичный рейтинговый процесс, как в первом исследовании. Однако на этот раз оценки эффективности лидерства были более подробными, включая вопросы о том, как руководитель относится к своим сотрудникам и насколько компетентен в организационной стратегии и тактике. Одна гипотеза о том, что руководители с высокой харизмой относятся к окружающим иначе, нежели лидеры с низкой харизмой, не подтвердилась. Исследователи считали, что руководитель с высокой харизмой будет более волевым и менее гибким, но таких различий не возникало.

Но когда дело дошло до того, на чем концентрировались лидеры, разница стала ясна. Руководители с низким уровнем харизмы с точки зрения их сотрудников и коллег были слабы в стратегии, но не испытывали проблем с тактикой (они могли справиться с деталями, но плохо разбирались в общей картине). Лидерам с высокой харизмой хорошо давалась стратегия, общая картина, но они проявляли слабость в тактике и в деталях. А вот лидеров с умеренной харизмой, как правило, считали оптимальными как для стратегических, так и для тактических аспектов работы. Это говорит о том, что проблема людей с высокой харизматичностью заключается не в том, что они делают что-то слишком много, а в том, что они пренебрегают другими аспектами руководящей деятельности.

В поисках хороших руководителей компании отчаянно пытаются найти метод, который будет гарантировать попадание точно в цель. Но где бы они ни копали, семена, которые изначально казались идеальными, дают разные урожаи: иногда ценные, иногда нет. У организаций, которые помнят об этом, все будет хорошо. Например, зная, что у харизматичных людей могут быть специфические слабые места, можно повысить их осведомленность и помочь им стать сбалансированными руководителями. А вот те рекрутеры, которые полагают, что какое-то одно качество вроде харизмы — чистое золото, не понимая, что под другим светом оно отливает медью… ну, они просто дураки. И сколько бы ни было харизматичных личностей в их списке, тут уже ничего не изменить.

Оригинал

Свежие материалы